Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Упражнения на развитие речевого дыхания
Развитие речи у детей
Автор: Сохина Ирина Игоревна   
11.05.2017 19:33

Упражнения на развитие речевого дыханияУпражнения на развитие речевого дыхания

Доказано, что речевое дыхание является неотъемлемой частью развития речи детей, так как работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Так, например, учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела вызывает учащение ритма дыхания.

Неумение малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Дети делают слабый вдох и выдох, не экономно и неравномерно распределяют воздух, выдох у них толчкообразный. Поэтому регулярные дыхательные упражнения направленные на умение ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом нужно ежедневно включать в распорядок дня малыша.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

  1. развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  2. выработкой у ребенка умения правильно дышать в процессе речи

Тренировка речевого дыхания можно осуществить в двух направлениях:

  • Используя специальные игровые упражнения, вырабатывается свободный, плавный, удлиненный выдох; путем подражания речи взрослого воспитывается умение правильно, рационально использовать его.
  • Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппаратов (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающимися с соответствующими движениями.

В первом направлении можно использовать специальные упражнения: «Задуй упрямую свечу» — Ф-Ф-Ф; «Шину прокололи» — Ш-Ш-Ш; «Трубач», «Жук» — Ж-Ж-Ж.

Упражнения используются не только на занятиях по развития речи, в любой удобный и уместный момент, включаются а распорядок дня как бы невзначай. К примеру, на занятии по конструированию после того, как дети смастерят дорожку из кирпичиков, можно обыграть постройку. Поставить на дальний конец дорожки котенка, а на ближний конец перышко и предложить ребенку подуть на него медленно и плавно, чтобы котенок успел рассмотреть его.

Во втором направлении ребенок тренирует речевой и голосовой аппараты, сочетая его соответствующими движениями. Можно выполнять упражнения сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается до четкого его выполнения. Детям обязательно нужно объяснить, зачем нужно научится дышать гармонично – полным дыханием.

Во время выполнения упражнений нужно следить за тем, чтобы малыш не поднимал плечи, не «перебирал дыхание». «Перебор дыхания ведет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует также избегать больших задержек дыхания.

На занятиях закрепления навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунки: с изображением звуковой волны. В процессе упражнения закрепляется правильная артикуляция заданного звука с одновременными движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация,

способностъ к переключению.

Все упражнения по дыханию начинаются с выдоха.

- Жил был смелый мальчик. Однажды у него заболело горло. Повела мама мальчика к врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а.. Мальчик не испугался, открыл широко рот и сказал а-а-а…

Педагог предлагает детям найти фигурку доктора, мысленно в воздухе поставить около нее указательный палец любой руки и произнести, не прерываясь, звук А на одном дыхании, сопровождая это движение в воздухе указательного пальца по «звуковой дорожке» в заданном темпе до фигуры мальчика на рисунке.

Для более эффективного стимулирования работы над своим дыханием все эти дыхательные игры и упражнения проводятся при наличии интересных увлекательных пособий в соответствии с возрастом детей.

Для младшего возраста — это прежде всего вертушки, мыльные пузыри, султанчики, ватные шарики и другое. Самодельные пособия: гребенки, зеркальце с сюрпризом, домики со шторками. В старшем дошкольном возрасте пособия усложняются, все зависит от фантазии педагога. Так, придумано пособие: «Кто быстрей задует мяч в корзину, «Паровоз — измеритель дыхания» и т.д. Следует заниматься дыхательными упражнениями на свежем воздухе с соответствующими пособиями, также привлекать к работе ребенка над своим дыханием родителей, предварительно объяснив им суть задачи.

Как выполнять упражнения

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Детский сад №203, воспитатель Сохина Ирина Игоревна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год