Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья "Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка"
Развитие речи у детей
Автор: Конечная Ирина Николаевна   
25.01.2017 00:23

Статья Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенкаСтатья "Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка"

Наиболее важным средством связи ребенка с окружающим миром является речевое общение. Речь ребенка-не врожденная способность, она формируется под влиянием речи взрослых и во многом зависит от нормального речевого окружения и достаточной речевой практики. Необходимым условием для развития речи ребенка является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, то он, имея сохранный слух, остается немым, так как у него нет образца для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые.

 

Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. В первую очередь пример должен подавать воспитатель. Это важно, потому что ребенок проводит большую часть дня с воспитателем, имеет с ним постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом.

Еще большее влияние на развивающуюся речь ребенка имеют родители. Часто члены семьи повторяют за языком ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это поначалу может показаться забавным и милым. Но тем самым родители не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Известный советский педагог К.Д. Ушинский в свое время протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. В результате неправильного отношения родителей к ребенку у него прочно закрепляются на долгое время несовершенства речи. Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная слабость к детскому лепету. Такое отношение недопустимо, тем более, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними, подражая их произношению.

Что же делать родителям, чтобы стимулировать правильную, грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту, просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом реагируют на ответы ребенка.

Всем работникам детского сада и родителям, также следует внимательно следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов, которые дети впитывают, как губки.

Наглядное детское стихотворение Э.Мошковской про те самые слова-паразиты:

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.

Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя

Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-

Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

  • Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.
  • Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
  • Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.
  • Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что разговаривать с ребенком следует неторопливо, отчетливо (иногда даже утрированно) произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Стихи, потешки читать надо выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать и подражать взрослому.

Использованная литература:

  1. Статья «Роль общения взрослого и ребенка для развития речи ребенка» Виноградова Н. И.
  2. Статья «Развитие речи у детей» Ясинская Л. И.
  3. Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей. О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду" Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
  4. Статья «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Салимгараева Г. Р.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год