Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
План-конспект по художественно-эстетической деятельности: «Волшебство на ткани» (I и I I часть)
ИЗО детям
Автор: Портнова Ольга Ивановна   
18.10.2017 23:19

План-конспект по художественно-эстетической деятельности: «Волшебство на ткани» (I и I I часть)План-конспект по художественно-эстетической деятельности: «Волшебство на ткани» (I и I I часть)

Цель: Формировать уважительное отношение к культуре разных народов. Познакомить детей с техникой холодного батика – закреплять последовательность выполнения с помощью элементов моделирования. Вызвать в представлении детей яркие и незабываемые образы природы.

Задачи:

  1. Задумывать содержание работ (составлять эскиз).
  2. Формировать композиционные умения – учить продумывать композицию рисунка на листе бумаги в соответствии с темой занятия, побуждать к предварительному созданию разнообразных образов и объектов природы.
  3. Совершенствовать технические навыки работы с изобразительными средствами, закреплять умение переносить эскизный рисунок на ткань, делать контурную обводку резервным клеем уверенно и плавно без пропусков, сплошными линиями. Учить регулировать толщину контурных линий с помощью нажима на флакончик с клеем.
  4. Развивать старание, усердие и терпение.

Материал: Рамки для батика с натянутой тканью, альбомные листы (для эскизов), простые карандаши, ластики, черные маркеры, резервный состав (клей ПВА в тюбиках).

Зрительный ряд: Работы в технике батик, букеты с цветами, фотографии, иллюстрации и пейзажи с изображением природы.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года».

Словарная работа: Активизация словаря – батик, эскиз, композиция, узелковая техника, горячий батик, холодный батик, свободная роспись, моделирование, контур, резерв, роспись.

Индивидуальная работа: Развитие мелкой моторики – прорисовка мелких деталей, регулировка силы нажима на карандаш, на тюбик с клеем при нанесении резерва.

Предварительная работа: Наблюдения на участке детского сада за природными явлениями, беседа о природных объектах (цветах, насекомых, птицах, рыбах и т. д.), рассматривание пейзажей известных художников, знакомство со способами рисования цветов и насекомых.

Логика образовательной деятельности:

Звучит негромкая музыка.

Изостудия оформлена работами в технике батик. Педагог встречает детей, предлагает занять свои места. Из Волшебного сундучка он достает Волшебный Карандаш.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашей Волшебной стране. Я пришла к вам не одна, а со своим другом. Он хочет поделиться с вами своими секретами.

На прошлых занятиях вы видели ткань, расписанную современными художниками, и знакомились с различными техниками росписи этого материала. Сейчас мы вспомним основные из них. Одна из них…

Дети: Узелковая техника.

Педагог: Правильно. Способ росписи с помощью узелков и ниточек называется узелковая техника.

Педагог: Следующая техника изученная нами…

Дети: Горячий батик.

Педагог: А еще мы знаем…

Дети: Свободная роспись.

Педагог: А сейчас мы с вами выполним работу в технике холодного батика.

В этой технике художники создают замечательные произведения искусства. Посмотрите внимательно на эту картину.

(Педагог показывает картину, выполненную в технике холодного батика)

Вы видите на картине белый контур — это специальный резервный клей, его наносят на ткань специальными инструментами или пользуются восковыми карандашами и белой свечой. И именно эта роспись называется холодным батиком. Послушайте сказку.

Сказка «Волшебная свеча»

Был пасмурный осенний вечер. В доме, где жил Художник, было тепло и уютно. На столе горела белая свеча. Художник сидел на столом и занимался своим любимым делом: он рисовал природу: его любимые цветы, бабочек, стрекоз, птиц, а также многое другое… (Обратить внимание детей на стенд) И вот, рассматривая очередной рисунок, Художник задумался: «Все это, конечно, прекрасно, рисунок получается замечательный, но так хочется создать что-нибудь новое, необыкновенное».

Отложив в сторону ткань и кисточку, Художник стал наблюдать за пламенем свечи. В темноте хорошо было заметно, как от пламени плавится воск и каплями стекает по свечке.

«Как же это красиво! Жалко, что нарисовать все это на ткани невозможно. Ведь рисунок не получится, краска расползется».

Пока он любовался и размышлял, свеча от огня наклонилась, и капля воска попала на ткань. Художник не заметил этого. Но когда он стал расписывать ткань, то увидел, что в некоторых местах ткань осталась белой. И как он ни пытался закрасить эти пятна, у него ничего не получалось.

«Ведь это след от воска, который попал на ткань, — догадался мастер. — И если воск отталкивает воду, то и краску он должен тоже оттолкнуть. Надо попробовать».

Художник взял ткань. Натянул ее на раму, нарисовал рисунок на бумаге, перевел его на ткань, обвел его белой восковой свечой и стал расписывать. И действительно, у него получился прекрасный рисунок, выполненный в технике холодного батика. Благодаря воску контур рисунка остался на ткани.

Вот какая замечательная сказка. А сейчас составим план нашей работы – вспомните какие основные этапы росписи ткани использовал Художник.

Дети: Взял ткань. Натянул ее на раму. Нарисовал рисунок на бумаге. Перевел его на ткань. Обвел свечой. Расписал..

Педагог: Правильно. Ткань у вас уже натянута, а вместо свечи будем использовать в качестве резерва – клей ПВА. Запомните этапы работы:

  • натянуть ткань на раму
  • нарисовать рисунок-эскиз на бумаге
  • обвести эскиз черным фломастером
  • подложить этот рисунок под ткань
  • сделать контурную обводку резервом
  • расписать.

Педагог: Сегодня на занятии мы разработаем эскиз, обведем его черным фломастером, переведем эскиз на ткань и сделаем контурную обводку клеем – резервом. На следующем занятии – распишем работы.

Давайте сделаем набросок – эскиз на бумаге, он послужит основой для рисунка. Тема: «Цветной мир природы». Можно использовать предметные, сюжетные и декоративные композиции – это может быть веточка, букет в вазе, цветы на поляне, бабочки, стрекозы, птицы или пейзаж. Располагать лист можете горизонтально и вертикально, в зависимости от изображения. Закройте глаза, помечтайте, пофантазируйте, и нарисуйте свой — непохожий на другие рисунок.

(Дети начинают работать, педагог наблюдает, помогает советом, подсказывает, как расположить композицию, уточняет замысел, направляет внимание ребенка на более полное осуществление замысла)

Педагог: Молодцы! (Похвалить всех и в отдельности каждого, заметить лучшее и необычное в каждой работе и выделить это) Эскизы получились очень интересные и разнообразные. Действительно – мир природы. А вот чтобы этот мир стал еще и цветным мы приступим к следующему заданию – обведем эскиз черным фломастером.

(Следить за тем, чтобы не искажали изображение)

Педагог: Все справились с заданием. Немножко поиграем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Цветы».

Наши алые цветки Локти и предплечья прижаты друг к другу, Распускают лепестки. ладони сомкнуты в виде лодочки перед

лицом, затем раскрываются в

виде чашечки.

Ветерок чуть дышит, Кисти рук в виде чаши делают движения Лепестки колышет. по часовой и против часовой стрелки.

Наши алые цветки Пальцы плотно соединяются, кисти рук Закрывают лепестки. медленно из чаши делают лодочку.

Тихо засыпают, Кисти рук в виде лодочки или бутона

Головой качают. наклоняются вправо и влево.

Педагог: Немного отдохнули. Продолжим. Теперь на наш уже полностью готовый эскиз положим рамку с натянутой тканью – рисунок хорошо выделяется на ней. Обведем его резервным клеем. (Показ выполнения работы.) Если вы сильно нажмете на флакон – получится толстая линия, если слабо – тонкая линия. Постарайтесь проводить линии без пропусков, иначе потом краска попадет за контур и получится некрасиво. Не огорчайтесь, если не сразу получится – можно провести линию еще раз. Приступайте к работе.

(Следить за аккуратным выполнением задания, если необходимо – помочь)

Педагог: Пока вы выполняете, я вам расскажу о появлении техники холодного батика в России:

Батик в Европе и в России появился вначале XX в. Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам показалось сложным, поэтому был придуман иной способ, известный под названием холодного батика.

С 1936 года в России появились предприятия, которые изготовляли на заказ косынки, шарфы, шали, изделия для интерьеров. Позднее стали появляться декоративные панно и живопись на ткани. Дальнейшее распространение батик получил в 70-80-е годы прошлого века.

(Оказывать индивидуальную помощь каждому ребенку. Следить за осанкой)

Педагог: Отлично! Все постарались и очень аккуратно нанесли резерв на ткань. Пусть наши работы сохнут до следующего занятия. А я с вами прощаюсь.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности Художественное творчество:

«Волшебство на ткани» (II часть)

Цель:

Закрепить и пополнить знания детей о технике холодного батика. Продолжать формировать интерес и желание отразить в рисунке картины родной природы, передать своеобразный колорит, использовать выразительные детали композиции, соответствующие задуманному образу.

Задачи:

  1. Учить применять знакомые нетрадиционные методы рисования на ткани – рисование акварелью по сырому фону нанося мазки в разных направлениях. Вызывать у детей интерес к смешиванию красок для получения новых сочетаний, оттенков, «играя» красками по ткани – выполнять растяжку. Уметь подбирать фон для будущей работы, сравнивая два контрастных цвета, используя метод экспериментирования.
  2. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные, прорисовывая концом кисти тонкие линии, дополнительные детали декорирования.
  3. Развивать чувство меры, эстетический вкус, фантазию и творчество. Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков.

Материал: Рамки для батика с натянутой тканью и нанесенным контурным изображением

(подготовленные на предыдущем занятии), салфетки, вода, кисти №3, 5, подставки для кистей, краски: акварель, акрил.

Зрительный ряд: Работы в технике батик, букеты с цветами, фотографии, иллюстрации и пейзажи с изображением природы.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года».

Словарная работа: Активизация словаря – батик, композиция, резерв, фон, тон, прозрачность, растяжка, мазок, роспись.

Индивидуальная работа: Развитие мелкой моторики – прорисовка мелких деталей, тонких линий концом кисти.

Предварительная работа: Наблюдения на участке детского сада за природными явлениями, беседа о природных объектах (цветах, насекомых, птицах, рыбах и т. д.), рассматривание пейзажей известных художников, рисование акварелью по сырому фону на бумаге, знакомство с цветовой растяжкой.

Логика образовательной деятельности:

Дети входят в изостудию под музыку.

Педагог перевоплощается в Сказочницу.

Сказочница. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас в нашей Волшебной стране. Сегодня я расскажу вам сказку. Называется она «Цветной мир природы», как и работы, которые вы выполняли на предыдущем занятие. Слушайте и запоминайте.

Сказка «Кто помог Художнику нарисовать бабочку»

Художник очень любил путешествовать. Однажды он решил отправиться в горы, чтобы полюбоваться их красотой и запечатлеть на бумаге.

Собираясь в дорогу, Художник взял свой Волшебный сундучок с волшебными помощниками: Карандашом, Кисточкой, Красками и Клеем-резервом.

Не забыл он и про свою любимую собаку Тюбик. Дорога была долгая — через поля, через леса, через реки. Тюбик носился по полям за бабочками, стрекозами, кузнечиками, вспугивал незнакомых птиц, Он, то скрывался в высокой траве, то выпрыгивал высоко вверх, весело помахивая хвостиком. Когда оба они устали, то решили передохнуть около могучего дерева. Они сели в тени его ветвей и стали наблюдать за тем, что происходит. Вокруг было столько красивейших цветов-всех цветов радуги, что дух захватывало. Птицы не боялись его и садились Художнику на плечо, звери брали из его рук еду, вокруг него порхали бабочки и стрекозы, а кузнечики весело прыгали в траве. Художник заметил бабочку, которая села на цветок. Она раскрыла свои крылья и стала хоботком пить цветочный нектар.

— Какая же красота! — подумал Художник. — Надо это нарисовать.

Он достал подрамник, натянул на него ткань, взял клей-резерв и стал наносить рисунок на ткань. Потом расписал ткань красками. Получилась очень красивая картина.

Поднимаясь все выше и выше в горы, он несколько раз останавливался, чтобы зарисовать увиденное. И всегда ему помогали его волшебные помощники: то Карандаш создавал необычайной красоты узор, то Клей-резерв обрисовывал на ткани контур рисунка, то Кисточка и Краски оставляли свой разноцветный след.

Педагог: Вот какая замечательная сказка! Скажите, кто помогал Художнику рисовать бабочку с цветком?

Дети: Карандаш, Клей-резерв, Кисточка и Краски.

Педагог: Правильно. Давайте вспомним основные этапы работы по росписи ткани в технике холодного батика.

Дети: Этапы работы:

  • натянуть ткань на раму
  • нарисовать рисунок-эскиз на бумаге
  • обвести эскиз черным фломастером
  • подложить этот рисунок под ткань
  • сделать контурную обводку резервом
  • расписать.

Педагог: Очень хорошо! Вы все запомнили. К тому же половина работы у нас уже сделана на предыдущем занятии.

Сегодня мы снова будем волшебниками и с помощью красок создадим Волшебный мир цветной природы. Вы, я надеюсь, помните, какой он чудесный, многоцветный, яркий. Поэтому используйте всю палитру цветов.

Роспись — самый интересный этап работы. Но для того чтобы рисунок выглядел аккуратно, вы должны помнить одно правило: работать надо не торопясь и быть предельно внимательным.

Педагог: Напоминаю вам, что при правильном нанесении мазка краска дойдет до границ резервного клея, не расползется на ткани и оставит четкий рисунок. Но для этого краски надо брать немного и начинать расписывать с середины рисунка, а не с края. Сначала нанесите краску на то место, где ее должно быть мало. Желательно вначале раскрасить все элементы одним цветом, затем набирать на кисть другой цвет. Давайте возможность подсохнуть краске на соседнем участке, чтобы краски не смешивались.

(Показ выполнения работы)

Педагог: Внимательно посмотрите, как я буду это делать: сначала я беру краску и кисточкой прикладываю к середине рисунка. Убрав кисточку, я внимательно смотрю за тем, как расползается краска по ткани. Если краски оказалось мало и на ткани остались незаполненные просветы, я добавляю краску кончиком кисточки. Но главное — не торопиться, иначе краска растечется и резервный клей не сможет ее удержать. Если краска с первого раза выглядит недостаточно ярко, надо дать ткани просохнуть, а затем вторично покрыть ткань краской.

(Дети приступают к работе. Педагог наблюдает за работой, если нужно, подсказывает, дает совет, оказывает помощь, следит за осанкой детей. По ходу работы напоминает о технике и ранее изученных приемах)

Педагог: Не забывайте пользоваться изобразительными материалами: салфетками, подставками, разными кистями: для мелких деталей – тонкая кисть, для более крупных деталей и фона — толстая кисть. Чем тоньше линия, которую нужно провести, тем меньше следует наклонять кисточку. При работе пальцы не надо держать с лишком близко к кисти — это мешает свободе движения.

Не забывайте и о «растяжке» цвета. «Растяжка» получается тогда, когда краску, которая еще не высохла, «растягивают» при помощи кисти, то и дело смачиваемой чистой водой. Хорошо использовать этот прием при росписи фона.

Перед вами два вида красок – акварель и акрил.

Акварель создает прозрачность и любит воду, поэтому можно рисовать по сырому фону нанося мазки в разных направлениях, акрил более насыщенный – он создает более темные оттенки. Подбирайте красивые, разнообразные цвета (желтый, красный, зеленый, голубой…), хорошо сочетающиеся между собой. Смешивайте их для получения новых тонов. Тон может изменить все настроение картины. Светлые тона дают нежный акварельный эффект, а темные создают ощущение силы. Запомните правило: рисовать нужно от светлого к темному, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить более темной краской. Не бойтесь, экспериментируйте, проявляйте фантазию и творчество, создавайте свои маленькие шедевры.

(Уделить внимание каждому ребенку, направить на творчество)

Педагог: Начальный этап нашей росписи завершен и пока работы подсыхают, мы с вами поиграем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Цветы».

Наши алые цветки Локти и предплечья прижаты друг к другу, Распускают лепестки. ладони сомкнуты в виде лодочки перед

лицом, затем раскрываются в

виде чашечки.

Ветерок чуть дышит, Кисти рук в виде чаши делают движения Лепестки колышет. по часовой и против часовой стрелки.

Наши алые цветки Пальцы плотно соединяются, кисти рук Закрывают лепестки. медленно из чаши делают лодочку.

Тихо засыпают, Кисти рук в виде лодочки или бутона

Головой качают. наклоняются вправо и влево.

Педагог: Немного отдохнули и теперь приступим к завершающему этапу нашей работы – детализации. Создадим действительно чудесный, многоцветный и яркий мир цветной природы.

Краской более темного тона нанесем завершающие штрихи – выделим контур, подправим мелкие детали, сделаем оживку. Будьте внимательны при прорисовке концом кисти тонких линий и дополнительных деталей декорирования. Старайтесь.

(Оказывать индивидуальную помощь каждому ребенку)

Педагог: Молодцы! Отлично справились с заданием! Давайте рассмотрим все работы. Какие красивые и разнообразные они у вас получились — яркие, добрые, солнечные. Так и хочется оказаться в этих уголках природы: ощутить легкое прикосновение крыла бабочки, уловить нежный аромат цветов, побежать по зеленой траве за веселой стрекозой, полюбоваться летящими в облаках птицами, посидеть в тени дерева.

(Похвалить всех и в отдельности каждого, заметить лучшее и необычное в каждой работе и выделить это)

Педагог: Я думаю, Художник по достоинству оценит ваши картины и даже организует выставку: «Цветной мир природы», где любой желающий сможет полюбоваться этими замечательными шедеврами. Я обязательно покажу Художнику ваши творения. До новых встреч!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год