Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для педагогов по образовательной области «Художественное творчество»: «Изостудия под открытым небом»
ИЗО детям
Автор: Попова Ольга Владимировна   
04.05.2013 18:23

Консультация для педагогов по образовательной области «Художественное творчество»: «Изостудия под открытым небом»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Изостудия под открытым небом»
Подготовила: Заместитель заведующего по ВМР Попова Ольга Владимировна
г. Ангарск,  Иркутская область   
С наступлением лета детский сад перестраивается на особый режим: большую часть времени дети проводят на воздухе. В летний период на прогулке можно организовать практически любое занятие.
Для художественного творчества лето предоставляет особые возможности. В теплые сухие дни дети могут рисовать цветными мелками на асфальте или специально заготовленных досках, строить замки из песка, составлять композиции из различных природных материалов.
Основой для таких композиций является специальное соленое тесто. Этот мягкий, пластичный, экологически чистый материал идеально подходит для занятий на свежем воздухе. При работе с тестом руки у детей не пачкаются, поэтому после лепки достаточно вытереть ладони влажной тряпочкой, чтобы затем приступить к любому другому занятию или игре. 



Основной сбор природных материалов приходится на август-сентябрь, когда созревают желуди, шишки, орехи, подсыхают «зонтики» сныти и укропа. Середина лета также щедра на подарки для нашей художественной мастерской – в это время можно собирать семена косточковых плодовых культур (вишня, слива, персик, абрикос), цветущие сухоцветы, березовые грибы, мелкие семена яблок, груш, болгарского перца.
Возможно, в ваших «кладовых» с прошлого года сохранились семечки дыни, тыквы, арбуза. Добавьте к ним немного экзотики (морские камешки, ракушки, перышки, семена кофе, черного ароматного перца, гвоздики, кориандра). Замесите тесто (для этого смешайте 1кг муки с 1кг соли, добавьте немного воды и растительного масла) и приступайте к художественным экспериментам.
Природный материал может стать дополнением к объемной или барельефной фигурке, а также вполне равноправным художественно-изобразительным материалом, во многом определяющим форму пластической конструкции из теста.
Почувствовать выразительные свойства природных материалов детям помогут несложные игровые упражнения, предваряющие основную совместную деятельность:

«Какая! Какое! Какой!». Дети встают в круг, передавая из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, лесной орех дети определяют словами «круглый», «маленький», «гладкий», «твердый», «коричневый», с острием «на макушечке», «с монеткой» у основания, «с погремушечкой» внутри и т.п.

«На что это похоже?». Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Шляпка желудя похожа на беретку, чашечку, ухо медвежонка, крошечный зонтик, шляпку гриба, пуговичку, рыбий глаз и т.п.; колосок – на дерево, перышко птицы, метелочку, косичку, лисий хвост, конскую гриву. Хорошо, если воспитатель, используя детские сравнения, в конце упражнения визуализирует наиболее удачные образы, например вылепит из пластилина лошадку с хвостом и гривой из тростниковых колосков. Такая же возможность должна быть предоставлена и дошкольникам, которые при работе с пластилином и природными материалами могут не только воплотить свой игровой замысел, но и найти новое оригинальное решение.

«Собери узор». Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм: семян чечевицы, косточек хурмы, сливы, калины, семечек подсолнечника, тыквы, дыни. Как в круговом, так и в линейном орнаменте используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочка». Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой знакомый образ (солнышко, птичка, кошка, бабочка, человечек, машинка и т.п.), а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение (например, солнце превратить в ежика, машинку – в портрет человечка, птичку – в цветок и т.д.).


Организация совместной деятельности с детьми среднего  и старшего дошкольного возраста.

Ваза с цветами.

Художественные материалы.
Пластилин или соленое тесто, сухоцветы, колоски, мелкие коробочки мака, льна, веточки ели и другие природные материалы, из которых можно составить букет.
Иллюстративный материал.
Открытки, фотографии, репродукции картин с изображением цветочных композиций в вазах; искусственные цветы контрастных размеров; вазы, различные по форме и материалам, их которых они сделаны.
Задачи.
Освоение приемов изготовления вазочки из единого куска пластилина или теста. Составление композиции из сухоцветов, дополняющих основной пластический образ. Подбор природных материалов, сочетающихся между собой и соразмерных вазе.

Ход занятия.
Педагог обращает внимание детей на выставленные для обозрения вазы, интересуется, зачем людям понабилось такое многообразие форм и размеров. Дети предполагают, что для каждого букета нужна особая ваза: маленькие цветочки лучше поставить в миниатюрную вазочку, крупные – в большую и устойчивою. Педагог обращает внимание детей на то, что и сами букеты бывают различными: для пышного букета потребуется ваза с широким горлышком, композицию из нескольких цветков лучше разместить в вазочке тонкой и изящной формы.
Педагог составляет из искусственных цветов различные композиции и предлагает детям помочь ему подобрать к ним соответствующие вазочки. Взрослый может намеренно допускать оплошности, пытаясь поставить цветок с длинным стеблем в маленькую вазочку. Дети замечают, что такая конструкция неустойчива – цветок может перевесить вазочку и перевернуть ее. Малышей развеселит попытка взрослого «пристроить» мелкий букетик в большую вазу – цветы не только теряются на ее фоне, но и рискуют провалиться на ее донышко. Дети легко исправят ошибку, подобрав для букетика из подснежников или незабудок вазочку небольшого размера. Игровое экспериментирование завершается показом иллюстраций, обобщающих детские наблюдения. Затем педагог знакомит детей со способом лепки вазочки из единого куска пластилина или теста, с приемами изменения ее формы («вытягивание» горлышка, «сплющивание» краев, «примазывание» неровных поверхностей и т.п.) В конце занятия дети украшают готовые изделия композициями из сухоцветов, подбирая растения, соразмерные вылепленным вазам.

Сказочная птица.

Художественные материалы.
Соленое тесто или пластилин, семена ясеня, клена, колосья, перышки, соцветия зонтичных растений, ракушки и веточки, цветы и листья сухой мимозы, зернышки черного перца.
Иллюстративные материалы.
Художественные изображения экзотических и сказочных птиц.
Задачи.
Использование выразительных возможностей природных материалов для создания образа птицы. Развитие у детей ассоциативного мышления при подборе сухоцветов, ракушек и колосков, напоминающих по форме и фактуре хвост, крылья и хохолок сказочной птицы.

Морские звездочки.

Художественные материалы.
Соленое тесто или пластилин, мелкие семена укропа, льна, пшена и т.п.
Иллюстративный материал.
Фотографии морских звезд, засушенные морские звездочки.
Задачи.
Освоение сложной природной формы. Передача шероховатой поверхности морской звезды с помощью россыпи мелких семян.

Змейки.

Художественные материалы.
Соленое тесто или пластилин, семена, косточки растений, контрастные по форме и цвету (овес, чечевица разных сортов, косточки калины, яблок, семена укропа, тмина, мака т.п.).
Иллюстративный материал.
Фотографии и художественное изображение змей.
Задачи.
Создание линейного узора на туловище змейки с помощью чередования семян различных растений.
Подготовительное упражнение.
Выкладывание орнаментального изображения из природных материалов на полоске бумаги.
Дополнительные рекомендации.
Чтобы на готовом изделии рисунок из природных материалов сохранился на долгое время, закрепите его прозрачным мебельным лаком.

Черепашки.

Художественные материалы.
Соленое тесто, семена косточковых культур (вишня, слива, хурма, абрикос), фасоль, горох, чечевица, семена подсолнечника, тыквы, арбуза, дыни.
Иллюстративный материал.
Сувенирные черепашки (скульптура малых форм), фотографии и художественные изображения черепах.
Задачи.
Освоение сложных природных форм при лепке черепахи. Использование декоративных свойств природных материалов при составлении узора на панцире черепашки.
Подготовительное упражнение.
Выкладывание узора на бумажном круге.

Веселые улитки.

Художественные материалы.
Полые раковины морских моллюсков, напоминающие по форме домик улитки, мелкие семена (перца, гвоздики, чечевицы), семечки, колоски, веточки, шляпки от желудей и т.п.
Задачи.
Создание веселого игрового образа с помощью соленого теста и мелких природных форм. Развитие ассоциативного мышления.
Подготовительное упражнение.
Игра «На что это похоже?».

Чудики.

Художественные материалы.
Соленое тесто, сухоцветы, шишки, желуди, орехи и ореховая скорлупа, мелкие семена, веточки, ракушки, камешки, перышки, колоски.
Задачи.
Создание фантастического образа лесного человечка с использованием разнообразных природных форм. Развитие у детей фантазии, творческой активности, стремления к художественному экспериментированию.

Дюймовочка.

Художественные материалы.
Пластилин белого цвета или соленое тесто, мелкие сухоцветы (статица, бессмертник и др.), цветы декоративного физалиса.
Подготовительная работа.
Передача в пластической композиции образа сказочной девочки, которая легко помещается в чашечке цветка. Использование выразительных возможностей створок физалиса, напоминающих в разрезанном виде полураскрытый цветок лилии или кувшинки. Декоративное оформление костюма Дюймовочки с помощью мелких природных форм.


Используемая литература:

* Е.В.Баранова , А.М.Савельева От навыков к творчеству. Обучение детей 2 – 7 лет технике рисования. – М.: Мозаика – Синтез, 2009г.
* Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
* Т.С.Комарова занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
* Т.С.Комарова занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
* Т.С.Комарова Детское художественное творчество. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
* Т.С.Комарова Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Пед.общество России, 2007г.
* Т.С.Комарова, А.В.Размыслова Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. - М.: Пед.общество России, 2007г.
* Т.С.Комарова, А.И.Савенков Коллективное творчество дошкольников. -
- М.: Пед.общество России, 2007г.
* Т.С.Комарова, О.Ю.Филлипс Эстетическая развивающая среда в ДОУ.
- М.: Пед.общество России, 2007г.
* Соломенникова О.А. Радость Творчества - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

 

Скачать полную версию конспекта

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год