Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья на тему: Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
ИЗО детям
Автор: Сталинина Екатерина Александровна   
16.10.2016 08:57

Статья на тему: Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.Статья на тему: Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.

Составила воспитатель ГБДОУ № 57 Московского района г. Санкт-Петербурга Сталинина Екатерина Александровна

Детское творчество тесно связано с понятием прекрасное. Ведь творчество это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры В данной связи в структуре этой условно можно выделить ряд элементов. Речь идет о цельности, пропорции, гармонии, ясности, об элементах, которые действуют на нас непосредственно. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Следовательно, любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность — основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста.

 

Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту. Представьте: ребенок научился наносить одновременно, но беспорядочно несколько цветок, размазывая их по листу. Это умение — смешивать цвета — даст возможность в дальнейшем научить его составлять различные оттенки одного цвета, цветовые композиции, гармонизировать их сочетания, а позднее способствовать освоению приемов заливки, отмывки.

Если рассматривать детское изобразительное творчества объективно: в действительности оно существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной и рассудочной деятельности». На факт этот, размышляя о творчестве, ссылался еще Платон. И действительно, уже в раннем возрасте ребенок, не осознавая содержание образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты. Говорить о том, что рисунок — это продукт сознательной деятельности, разумеется, нельзя. Речь идет о корреляции генетического общекультурного опыта, эмоционального состояния ребенка и его изобразительного опыта. Однако уже в старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, он выберет нужные краски, определит технику и композицию. Однако объяснить, как возникла идея образа и почему она возникла именно в данное время, с полной уверенностью не сможет. И вот почему. В процессе творчества наличествует компонент, который не подлежит объяснению рациональным способом, поэтому говорить о полной безосновательности данного явления неверно. Ведь формирование образа может быть постепенным. На процесс мог оказать влияние и предшествующий опыт впечатлений, чувств, и восприятие других образов, и окружающая обстановка. Иными словами, все, что откладывалось в подсознании ребенка. И тем не менее момент актуализации этого опыта установить очень сложно. В этом и действие «сверхрассудочной» сферы.

Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка — все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов.

Внутренняя гармония является показателем для личности ребенка. Свидетельство этого — его первые изображения, имеющие округлую форму, т.е. круги (большие, маленькие, кривые, ровные). А круг, как известно, символизирует гармонию, универсальность. Таким образом, можно прийти к выводу: гармония заложена в природе ребенка. Но ребенок еще очень мал и духовно слаб. Вот почему, попадая окружающую среду, он оказывается под влиянием взрослых. Что примечательно не всегда взрослые осознают у своего малыша наличие внутренней гармонии, значимость для творческого становления тем более последствия ее разрушения. Отсюда и проистекает изменение внутренней художественно – эстетической среды, ребенка в силу того, что он начинает в впитывать не только позитивный, но и не негативный опыт.

Яркое доказательство того, что маленький человечек чувствует дисгармонию в окружающем мире, — его каракули. Они имеют вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично расположенных по всей поверхности листа. Штрихи могут свидетельствовать об активизации чувства ритма, заложенного в любом человеке с рождения. Однако если ребенок развивается гармонично, если нет нарушений в физическом и психологическом росте, то штриховка — также рано применяемая в детских рисунках — приобретает исследовательский, а не агрессивный характер. Ребенок с помощью штрихов изучает свойства материала и инструментов, которые на последующих этапах он использует в процессе создания выразительных образов, различных по структуре (натуралистичные, схематичные, абстрактные); при этом каждый вид образов правдив и реалистичен. С помощью цвета, формы, композиции, прибегал к натуралистическому реализму, ребенок способен передать музыку, чувства, эмоции, добродетель и пороки.

Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Именно художественно-выразительного, поскольку ребенок, рисуя что- либо (нанося каракули или создавал реалистичный образ), живет в изображаемом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества.

Создаваемый образ — отражение внутреннего мира ребенка. По внешним атрибутам образа, по символам, в нем заключенным, можно определить состояние ребенка, его склонности, проблемы и вовремя скорректировать развитие, помочь справиться с конфликтами, направить на разрешение противоречий, активизировать имеющийся потенциал и задатки. И это возможно благодаря тому, что ребенок раскрывает в образе все то, о чем он не может или не хочет открыто говорить. Поэтому образ, им созданный, справедливо можно назвать выразительным. Его суть: окружающим необходимо научиться читать» этот образ.

Взрослый должен уметь определять по внешним атрибутам работы глубокий внутренний смысл. Смысл, скрытый за цветовыми пятнами, композиционным расположением и характером форм. Для этого важно и нужно четко представлять, чем является детское изобразительное творчество, как и когда его нужно развивать, с чего целесообразнее начать этот процесс и к чему стремиться

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год