Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Предметные компетенции в сфере художественно- эстетической деятельности на занятиях ИЗО
ИЗО детям
Автор: Грищенко Татьяна Вячеславовна   
06.01.2014 06:15

Предметные компетенции в сфере художественно- эстетической деятельности на занятиях ИЗОВ системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Уровень подготовки дошкольников, в отличие от традиционных знаний, умений и навыков, характеризуется компетентностью, как владением, обладанием детьми соответствующей компетенцией. В связи с переходом к компетентностному образованию актуальной становится задача определения ключевых понятий, лежащих в основе компетентностного подхода, в частности компетенция и компетентность.
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.
По мнению О.Ю.Никитиной основой художественной компетентности дошкольника является не количество знаний, умений, навыков, а способы оперирования основными, едиными для всех видов искусства принципами художественной деятельности.
Процесс развития художественной компетентности сложен и длителен, ибо включает в себя все знания и навыки, усвоенные ребенком за период обучения, и являются показателем степени осведомленности в искусстве.
Знакомя детей с живописью, педагог раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника.
Развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом.  Она связана со следующими составляющими личностного опыта:
· с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
· с развитием восприятия и фантазии;
· с развитием интеллектуальных операций;
· с развитием инструментов и навыков моделирования;
· с развитием речи и мышления;
· с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;
· с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;
· с развитием я-концепции.
· с развитием индивидуальной картины мира (модели).
Существует ряд задач художественно эстетической компетенции :
- формирование художественно эстетических основ в рисовании
· набросок
· эскиз
· линия горизонта
· перспектива
- развитие художественного вкуса, этики и эстетики
· сочетание тёплых и холодных тонов
· вливание цвета в цвет
· цвет и оттенок
- формирование интереса к эстетической стороне  окружающей действительности
· мир вокруг меня и его действительность( реальная картина мира)
· умение запечатлеть момент
приобщение к разным видам искусства
· живопись, (Русский лес, осень золотая, овощи и фрукты и т.д)
· скульптура (лепка из пластилина, глины, солёного теста)
· графика  (рисование карандашами, нанесении  наброска.)
Ключевые компетенции
Учебная
· Умение сопоставлять свою работу и работу с образцом, и с другими работами
Информационная:
· получать и информацию и умение ею пользоваться
Коммуникативная:
· умение говорить
· описывать последовательность своих действий
· характеризовать свою работу и работу соседа по парте
Здоровьесберегающая:
· соблюдать правила работы с красками и другими материалами
· соблюдать правила гигиены.
Умение выполнять общественные поручения
· Наполнить стаканы водой
· Убрать или приготовить рабочее место.
Учитывается достижение сквозного образовательного результата
· Умение, без помощи взрослого  используя инструкцию педагога создать эскиз, набросок.
Итог: Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение с живописью формирует у ребенка не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год