Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего
ИЗО детям
Автор: Парамонова Татьяна Викторовна   
31.12.2013 02:32

Через эксперименты с цветом к пониманию окружающегоВообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается,  как много в нашей жизни значит цвет.     Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.
Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета. (рисунок 1)
Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен. Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга. Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И, следовательно,  цвет помогает детям понимать окружающее.


Через эксперименты с цветом к пониманию окружающегоПорой бывает очень трудно научить ре¬бенка различать и правильно называть тот или иной цвет. Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,..., кузнечик зеленый как огуречик). Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета.     И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах: основных и составных.   
А что, если изучать цвета через экспериментирование?  При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с  4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой  элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску), чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик, ...) (рисунок 2)
При знакомстве дошкольников с составными цветами, можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием,  как технологическая сказка  (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий.
Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов, можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки» (рисунок 3)  или предлагать детям технологические карты (рисунок 4).
Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета. Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др.     В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь,  когда услышат о малиновом,  вишневом,  брусничном, кирпичном  цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым,  так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону. В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски, чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы).
В старших группах можно ис¬пользовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваива¬ют, что, добавляя, например,  белую краску в исходный цве¬т, можно получить серый, голубой, розовый, лимонный,  а желтую – салатовый, песочный. (рисунок 5)
Но как научить опре¬делять цвет, который предлагают авторы стихов И. А. Бунин: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская: «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый...», И. Грабарь в названии  картины «Февральская лазурь»?    
В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии. (рисунок 6) При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых  цветов и оттенков. Предложите детям рассмо¬треть картинку и послушать высказывания о тех цветах, которые они видят. Затем сообщите  им свой вариант названия цвета. Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами. Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый?). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета.
А да¬лее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно, предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. (рисунок 7) Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх...).
Таким образом, экспериментируя с цветом, находя все время новые оттенки, нюансы цветов, сравнивая и анализируя  их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов, явлений, начинают понимать  выразительные возможности цвета, пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли  и чувства, а, следовательно,  учатся лучше понимать окружающую их действительность.

 

Татьяна Парамонова,
педагог дополнительного образования
МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 4»
города Шуя Ивановской области.

«Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин».

Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.
- А,  ну-ка, я сейчас попробую!- сказала Красная краска и нарисовала красный кружочек.
- Да разве это апельсин? — удивилась Желтая         краска. И совсем не похоже! (Ребята, похож красный кружок на  апельсин? Почему? На что он похож?)
-Вот я сейчас правильно  нарисую апельсин, - похвасталась Желтая.  И на листе  появилось что-то желтое, непонятной                  формы.
- Ох, насмешила!- прыснула Красная. Тоже мне, апельсин! Ха-ха-ха. Не умеешь — не берись! (Ребята, на что похож рисунок?)
- Ах, так! Ты еще и смеяться надо мной будешь?- разобиделась Желтая краска и даже подпрыгнула от обиды. Да так сильно подпрыгнула, что выплеснулось из баночки чуть-чуть краски.                         
- Ты это что на меня «топаешь»? - возмутилась Красная краска. 
Думаешь, я не могу топнуть? Еще как могу. И тоже подпрыгнула.  Но краски в баночке было немного,  и поэтому выплеснулись ее  совсем чуток.
И надо же было такому случиться, попала эта капля красной краски прямо в ту маленькую желтую лужицу. Забеспокоилась Кисточка-помощница.
- Кто это на листочке балуется, красками брызжет? Принялась кисточка краску подтирать. Да не тут-то было. Превратилась лужица в оранжевое круглое пятнышко.
-Эй, краски! - крикнула Кисточка. Полюбуйтесь, что вы натворили!
Обернулись краски, увидели оранжевое пятно да и ахнули. Обрадовались очень. Стоят довольные, любуются на пятнышко. (Ребята, как вы думаете, почему они так удивились и обрадовались?)
-  Вот же он какой - апельсин! Как же он получился?
- Вот если не капризничать, а дружить и помогать друг другу, то  все получится,- ответила им Кисточка. Да вы теперь у ребят спросите.
(Ребята, объясните, чего не хватало краскам для того, чтобы нарисовать апельсин? - Смешать краски и подобрать оттенок и форму).



 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год