Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия "Рассматривание и сравнение пейзажей..."
ИЗО детям
Автор: Анна Климова   
13.03.2014 03:18

Конспект занятия Рассматривание и сравнение пейзажей...Конспект занятия «Рассматривание и сравнение пейзажей «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э. Грабаря» /Ст.гр/
Программное содержание, задачи:
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
2. Развивать художественное восприятие пейзажных картин «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря, видение содержания и средство выразительности живописи: цветосочетания зимней природы, соответствующие им настроения, композиционные построения картин.
3. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии и художественной прозы.
4. Обогащать словарь детей эмоциональными определениями: «ходит Зима в больших мягких валенка», «обрядила сосны в тяжелые снеговые шубы», «до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки» и прочее, познакомить со словом этюдник (вид и использование).
Материалы и оборудование:
-репродукции картины «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря
-Рассказ Г.Скребищкого, стихи С.Черного, С. Есенина, М.Пожаровой
-Портреты художников (мультимедиа)
-Музыка: отрывок из пьесы А.Вивальди «Зима» и отрывок пьесы «Февраль – Масленица» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
I. Организационный момент.
Дети свободно сидят перед стендом, на котором размещены картины. Картины закрыты.
II. Объявление темы занятия.
-Сегодня на занятии мы рассмотрим две картины. У каждой картины есть своя маленькая тайна (тайна изображения снега), которую нам с вами предстоит разгадать.
III. Основная часть.
-Рассмотрим первую картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. «Зима» (открывается стенд с картиной «Зима»)
Дети рассматривают картину, воспитатель читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого о волшебстве зимы под музыку А.Вивальди «Зима».
«….Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула , как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки одела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются.. Раздвинуло солнышко сизую тучку…А под его ласковым взглядом все еще краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!
Любуется солнышко картиной Зимы…
глаз оторвать не может…»
- Вот какую прелестную картину описал нам писатель Г. Скребницкий в отрывке из рассказ о волшебстве Зимы.
- А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин.
-Как вы думаете, почему именно это место Шишкин решил изобразить на холсте? Что покорило, удивило и порадовало его?
Д.: красота зимнего заснеженного леса, устланного толстым слоем пушистого снега.
-Какой это лес молодой или старый?
Почему вы так думаете?
Д.: старый, дремучий, непроходимый лес – «еловый бор».
- Это старый дремучий бор, посмотрите на ели. Что можно о них сказать?
Д.: огромные, с мощными толстыми стволами , ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри.
- А чуть дальше что мы видим?
Д.: частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.
-А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Д.: огромные стволы упавших деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
- А есть ли тут маленькие елочки и кусты?
Д.: да, они чуть виднеются из-под снежных шубок.
- Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание?
Д.: снег в еловом бору.
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?

Д.: он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел из верхушек, а видел только стволы.

- На первом плане передним была поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели видны от макушки до основания.

-Почему Шишкин хотел обратить наше внимание именно на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?

Д.: ……..

- Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?

Д.: …

Необыкновенно красиво Шишкин изобразил снег – коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только вдалеке, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна. (С.Есенин)

- Видите ил вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую еще загадку загадал нам художник. Нашли?

Д.:…

-Да, это птица не ветке, кажется, что она тоже заснула.

- Давайте отгадаем и первую загадку: от чего зависит цвет снега?

Д.:…

- Отгадка: цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов, от освещения.

-Какая же по настроению эта картина?

Д.: тихая, спокойная, сонная.

-Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую пастель. (С.Черный)

-Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (музыка А. Вивальди отрывок из пьесы «Зима»)

- А сейчас нам предстоит разгадать еще загадку. Послушайте, о чем я вам расскажу.

-Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! «Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло!» Ему хотелось петь и танцевать от радости! Он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.

-Хотите увидеть эту необыкновенную картину?

Д.: да

(воспитатель открывает картину «Сказка инея и восходящего солнца», дает время вглядеться в нее)+ музыка П.И. Чайковский «Февраль»126)

- Как вы думаете, что так порадовало и удивило Игоря Грабаря?

Д.: ……

- Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья!

-Что за деревья изобразил художник? А как вы узнали, что это березки?

Д.:…….

-По ажурным опушенным инеем веточкам, посмотрите, создается ощущение, что эта сказочная бахрома – необыкновенной красоты цветы.

-Какой основной тон картины?

Д.: неяркий, розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный.

- А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? (Потому, что это восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розово-сиреневые холодные тона, и иней на ветка вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а снег – зеленоватым, голубовато-сиреневым.

Разукрасила Зима..

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках.

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите, Ветви опушите!» (М.Пожарова)

- Какое настроение у этой картины?

Д.: нежное, спокойное, радостное.

- А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Когда? В какую погоду?

Д.:……

-Как бы вы назвали эту картину?

Д.:…..

- Какого цвета снег на этой картине? Почему?

-Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца»?

Он услышал нежную, радостную и волшебную песню Зимы и предал ее в своей картине.

- Давайте посмотрим на обе картины. Как называется эта картина? Кто ее написал?

-Как называется вторая картина? Кто ее написал?

-Чем они похожи?

Д.: изображена зима, деревья в инее

- Чем они отличаются друг от друга?

Д.: цветом (колоритом), настроение, время суток, погода, лес: еловый и березовая роща.

VI. Итоги занятия:

- Сегодня на занятии мы с вами продолжили знакомство с художниками-пейзажистами и их картинами.

-Назовите картину и ее автора.

-Чем необычна и привлекательна картина «Зима» Шишкина («Сказка инея и восходящего солнца» Грабаря)?

-Какие секреты изображения снега мы узнали? Что влияет на его цвет?

-Что понравилось на занятии? Что нового узнали?

-Спасибо за занятие. До свидания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год