Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по декоративному рисованию «Русская матрешка»
ИЗО детям
Автор: Елисеева Жанна Михайловна   
19.03.2015 23:54

Конспект занятия по декоративному рисованию «Русская матрешка»Конспект занятия по декоративному рисованию «Русская матрешка»

ГКУСО МО СРЦН «НАДЕЖДА»

(возраст детей: 7 -14 лет)

Выполнил работу педагог доп. образования: Елисеева Ж.М. Московская область г. Наро-Фоминск 2014 год

Дата проведения: 19. 03. 2014г.

Место проведения:

Комната для проведения занятий педагогов доп. образования и воспитателей. (Реабилитационный центр для несовершеннолетних детей «Надежда»)

Численность детей участников: 6 -8 человек.

Цель: Продолжать знакомить детей- подростков с декоративно- прикладным искусством.

Возраст: 7 — 14 лет

Время проведения: 15. 50 мин.

Длительность занятия 30-35 минут.

Скачать конспект

Программные задачи:

  • Продолжать знакомить детей – подростков с народной игрушкой – матрешкой;
  • Учить составлять узор из отдельных элементов;
  • Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой (продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками в рисовании);
  • Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Оборудование и материалы: силуэты матрешек из альбомного листа, гуашь (акварель), кисти № 1-3. ватная палочка, стакан с водой (непроливайки), салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для росписи матрешек, иллюстрации и игрушки – матрешки (разные), заготовки матрешек для росписи у доски, пробники (листы чистой альбомной бумаги), образец сделанной матрешки педагогом, русская народная музыка ( «Во саду ли, в огороду», «Калинка-малинка») или классическая красивая музыка, сундучок (шкатулка).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказательница (педагог дополнительно образования) в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок).

Сказательница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.

Вот сундучок расписной. Что в нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

  • **

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.

А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская…

Дети: матрешка.

Сказательница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какие стихи и загадки про матрешек есть у нас, послушайте их внимательно, а расскажут их Маша Пирожкова и Алексей Чураков (или другой ребенок):

  • **

1- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.

  • **

2- Цветастое платье,
Румяные щечки!
Ее открываем –
В ней прячется дочка.

Матрешки танцуют,
Матрешки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Сказательница (рассказ сопровождается показом иллюстраций и игрушек- матрешек)

…………………

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, а большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем- то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали матрешкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси.

(Сообщение о матрешках может сделать сам ребенок взрослый)

Немного о матрешках расскажут нам девочки Марина Пирожкова и Настя Репникова, даваите их внимательно послушаем.

1- ребенок: (Марина П)

…………………

На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Поэтому есть такие названия матрешкам в особенности от той местности. Откуда она родом: Загорские, Семеновские, Полхов – майданские ит. д. Все эти матрешки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.

2- ребенок: (Настя Р)

…………………

Для того чтобы матрешки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по- своему: одна- веселая, другая задумчивая, третья – озорная. Все зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.

Сказательница: Как вы считаете, почему матрешка – это русская игрушка?

(Педагог обобщает ответы детей)

Сказательница: Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами:

Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

2. Основная часть.

Сказательница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрешек. Проходите в мастерскую за столы (столы стоят букой П или треугольником). И первое, что вы должны сейчас решить и начать расписывать это: какого цвета у вас будет платок, лямки и низ сарафана (если окантовка и лямки сарафана красные, то и платок тоже красный)

(Педагог показывает на картинки матрешек, у которых разного цвета платки с лямками 2-3 варианта).

Дети закрашивают платок, лямки и окантовку сарафана.

Физкультминутка

Сказательница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем в игру «Вокруг домиков хожу, да в окошечки гляжу» (можно поиграть в игру «Гори, гори — ясно»). На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Ну что, поиграем?

Проводится игра «Вокруг домиком хожу, да в окошечки гляжу»

(3-4 минуты).

Правила игры. Бегущие медленно дети должны не пересекать круг, а идти быстрым шагом вокруг хоровода стоящих на месте детей (дети стоят рядом друг с другом в центре круга и руки держат на поясе согнутыми «как окошечки». Играющие не поворачиваются (и не идут быстро на перегонки), пока водящий выбирает, кому из детей надо постучаться и позвать на прогулку.

Дети встают в круг, руки держат на поясе как «Окошечки у домиков», а один из играющих — гость-

Вокруг домиков хожу и в окошечки гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу (стучит тихо по плечу кому-либо из детей)

Другой отвечает: Кто там?...

Это я Вова! Давай с тобой на перегонки поиграем?...

Другой ребенок отвечает: Давай!

С последними словами водящий осторожно бежит в одну сторону, а гость в обратную сторону (оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится водящим – гостем.

Игра повторяется 2 — 3 раза.

Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрешек.

Сказательница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла наша русская матрешка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой и ватной палочкой.

К доске вызываются 2-3 ребенка для показа некоторых элементов всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягоды, стебельки) сначала на пробниках, а потом на заготовках.

Со всеми детьми вспомнить движение руки при рисовании цветка в

«воздухе» (повороты кисти руки).

Сказательница: Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава.

(Все смотрят на картинки одежды матрешек с узорами).

Дети приступают к росписи своих матрешек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что еще можно добавить.

3. Итог занятия.

После окончания работы все матрешки вывешиваются (прикрепляются магнитами) на доску. И дети вместе со Сказательницей рассматривают их и выбирают: самую веселую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную ит. д.

Сказательница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда. Вот я вам приготовила медали за творческую активность, мастерство и красоту, а также грамоту на всех одна «Самым лучшим художникам отделения дневного пребывания». Вы ее заслужили, потому что поработали на славу и ладно!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год