Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
Театральные занятия
Автор: Нелюбина Олеся Александровна   
21.10.2015 22:58

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»

Учитель-логопед Нелюбина О.А. ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад №8 «Тополек» г. Чапаевска

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимального реализовать их способности.

 

В связи с введением ФГОС ДО, в СП д/с №8 «Тополек» создаются все необходимые условия для полноценной социальной адаптации детей и их всестороннего развития. Одним из наиболее эффективных средств в реализации поставленных задач и интеграции практически всех образовательных областей является театрализованная деятельность. Второй год в детском саду работает театральная студия «Разноцветные улыбки», руководителем которой является учитель-логопед Олеся Александровна Нелюбина. Работа студии построена на основе Программы дополнительного образования «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР», которая в свою очередь является компонентом Образовательной программы нашей дошкольной образовательной организации. Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности.

Так как в нашем учреждении большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с общим недоразвитием речи целью деятельности студии является не только коррекция всех компонентов речи, но и формирование иразвитие коммуникативных навыков детей, умения общаться со сврстниками и взрослыми, умения слушать и слышать партнера. Кроме того дети данной категории достаточно скованы и неэмоциональны, поэтому постановка спектаклей является для них одним из способов самореализации.

Деятельность нашей студии построена на взаимодействии всех участников образовательного процесса: дети, родители и педагоги.

Работа студии основывается на следующих принципах:

  • Систематичность и последовательность
  • Доступность
  • Индивидуальный подход
  • Принцип развития
  • Онтогенетический принцип
  • Принцип деятельностного подхода
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса
  • Принцип интеграции образовательных областей.

Направления работы:

  • развитие речевого слуха;
  • развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
  • развитие фонационного дыхания;
  • координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
  • развитие мимики и выразительности движений;
  • развитие способностей понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона;
  • развитие восприятия и воспроизведения ударения;
  • формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
  • совершенствование темпо — ритмической организации высказываний;
  • развитие умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

Основные этапы работы

по формированию интонационной выразительности речи

Выделены следующие этапы:

I этап – подготовительный.

Цель: подготовить детей к восприятию интонационной выразительности речи.

II этап – основной (данный этап включает в себя два подэтапа).

  • 1 подэтап: формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Цель: познакомить детей с различными видами интонации, голосовыми средствами их выражения и способами обозначения; развивать слуховое внимание посредством формирования умения различать между собой указанные типы интонации.

  • 2 подэтап: формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Цель: формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Для организации деятельности театральной студии созданы все необходимые условия, предметно-развивающая среда, разработана программа и тематические планирование. Сетка НОД, составлена с учётом возрастных и психологических особенностей дошкольников исключает возможность перегрузки. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей, 1 раз в неделю в течение 20-25 минут. В сентябре и мае проводится мониторинг уровня развития интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР по методике Е.Ф. Архиповой. Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в апреле, количество занятий в год составляет 27. Студию посещают дети 4-5 лет, в количестве 8-10 человек. Итоговым мероприятием является инсценировка сказки.

В этом году состоялась премьера театрализованного представления по мотивам сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». Работа была достаточно сложной, но очень интересной, дети во время представления почувствовали себя настоящими актерами. Представление получилось ярким, эмоциональным, доставило массу радости и актерам, и зрителям, и родителям, и педагогам, несмотря на то что в сказке участвовали дети 4-5 лет. В будущем планируется постановка спектакля с непосредственным участием родителей, в качестве актеров.

Список использованной литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2009. – 320 с.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 2008. – 240 с.
  3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
  4. Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – С. 222 – 235.
  5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2010. – 192 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год