Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность».
Театральные занятия
Автор: Зуева Людмила Анатольевна, Швецова Елена Анатольевна   
02.05.2016 13:08

Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность».Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность».

  • Зуева Людмила Анатольевна,
  • Швецова Елена Анатольевна

воспитатели МБДОУ № 41 Нижегородская область, г.о. г. Шахунья.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности, а так же наиболее удачный способ приобщения к национальной праздничной культуре.

Цель нашей работы: этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Скачать конспект

Почему же именно через театральную деятельность? Для этого необходимо разобраться, в чем заключается этнокультурное воспитание и театральная деятельность.

  1. Этнокультурное воспитание — это деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентации своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры,
  2. Театральная деятельность — это внутренняя (чувства, эмоции, переживания) и внешняя (действия, поведение, общение) активность личности, которая реализуется в соответствии с принципами творческой деятельности (заданность ситуации, необходимость принятия самостоятельного решения, вариативность решений и их реализации, гибкость, оригинальность, новизна).

Таким образом, театральная деятельность является важным средством, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания дошкольников, что обусловлено, во-первых, игровой и драматической природой этнокультурного воспитания в целом, а во-вторых, тесной взаимосвязью игровой и театральной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития детей. Содержание этнокультурного воспитания в театральной деятельности представлено как система знаний о национально-культурных традициях, о национально-значимых ценностях, о предпочитаемых формах поведения, сведений из истории развития театра как частной формы культурного наследия народа, коммуникативных знаний и умений и навыков, использования сценической деятельности (речь, движение, действие в публичной ситуации), драматизации (воплощение, проживание),

Работа опытно – экспериментальной группы по этнокультурному воспитанию была запланирована на 3 года. В работе с детьми использовали современные педагогические технологии, которые опираются на принцип активизации ребёнка в обучении и определяются ведущей ролью педагога.

В качестве основной педагогической технологии мы использовали программу «Театр – творчество — дети», разработанную Н.Ф. Сорокиной. (Москва 2002г.) Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, на развитие индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрально — игровой деятельности, соответствующие психолого – педагогическим особенностям этапов дошкольного детства.

В качестве дополнительной образовательной технологии мы использовали методическое пособие Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М. «Владос» 2001г.

Педагогическая технология Э.Г. Чуриловой позволила более качественно реализовать содержание программы «Театр-творчество-дети».

Так же использовали пособия: М.Д. Маханёвой «Театрализованное занятие в детском саду», где подробно представлены серии занятий по всем возрастным группам, А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» где представлены упражнения на воображение, на развитие пластической выразительности при создании образа, выразительной мимики, игры драматизации, игры на пластику, игры – превращения, театральные этюды.

Решались следующие цели и задачи:

Цели:

  • Формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театральных и игровых технологий.

Задачи.

Образовательные.

  • Закреплять умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов.
  • Закреплять знания о разнообразных формах фольклора.
  • Продолжать знакомить детей с бытом и народно-прикладным искусством русского народа на примере народных сказок.
  • Совершенствовать умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Развивающие.

  • Формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театральной деятельности.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, образное мышление.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей.

Воспитательные.

  • Побуждать детей проявлять интерес к прошлому своего народа и народной культуре.
  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.
  • Воспитывать гуманные чувства детей по отношению друг другу.
  • Побуждать к оценке своих поступков, поступков сверстников, героев художественной литературы.

Для реализации поставленной цели и задач, я использовала различные методы, приемы и формы организации работы.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками учитывались следующие принципы.

  1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подбирать таким образом, чтобы удачно сочетать движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Разрабатывая программу эксперимента, исходили из того, что этнокультурное воспитание в театральной деятельности будет осуществляться наиболее эффективно при наличии специально созданных условий организации работы с учетом обобщенной модели театра с этнокультурным компонентом, структурировании содержания занятий на основе русского фольклора и произведений, в которых отражены национально-культурные традиции народа, формировании ценностного отношения к культурно-национальному наследию, использовании театральных, тренинговых и игровых технологий, способствующих развитию психофизических и эмоциональных качеств детей. При этом для развития ценностно-смысловой сферы применялись задания с элементами анализа поведения героев сказок, выявления причинно-следственных связей, определения приоритетных стилей поведения героев и соотнесения их с личным опытом, а также с начальными сведениями из истории театра. Для развития эмоционально — оценочной сферы — задания с четко определенными понятиями «хорошо-плохо», эмоциональными оценками — «весело», «грустно», «обидно» и т. д., на играх и элементах народного театра Коммуникативно-поведенческий аспект отрабатывался на этюдной работе, диалогах кукольного и драматического театра, постановке драматических отрывков и спектакля. Работа по развитию творческих способностей осуществлялась на всех этапах формирующего эксперимента, когда поощрялась нестандартность мышления, умение найти выход из сложной ситуации, использовать свои знания и умения, подключение воображения и фантазии.

Работа велась по 3 направлениям.

Первое направление – деятельность с детьми.

Для развития творческих способностей наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: кукольный театр, дидактические игры, театральные игры, игры-занятия, игры-превращения, игры-инсценировки, творческие и самостоятельные игры, праздники, развлечения.

В работе использовались информационно — коммуникационные (ИКТ) и здоровьесберегающие технологии. Использование ИКТ превращают подачу материала детям в живой, творческий и естественный процесс.

Приобщение детей к этнокультуре народа осуществлялось в форме презентаций, где использовались малые формы фольклора: прибаутки, песенки, заклички, частушки, считалки, присловья. Презентации способствовали развитию эмоций и чувств детей, для чего использовались игровые народные персонажи (Казак, домовенок Кузя, Батыр, Хозяйка и Хозяин и др.); атрибуты народного быта (самовар, казан, прялка, подсвечник, подзоры, «птица счастья», подкова и др.); организация народных игр, хороводов, игрищ, потех. Проводимые развивающие игры «Зеркало», «Узнай по голосу», «Тень», «Продолжи фразу и повтори», «Веселые загадки» и др. сопровождались сменой картин на экране, которые в свою очередь, развивают у детей память, слуховое внимание, воображение и фантазию.

Применение здоровьесберегающих технологии заключалось в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастик необходимы для сохранения и укрепления здоровье воспитанников (в соответствии с требованиями СанПин).

В процессе работы к традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые использовались в НОД, были добавлены:

  • метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ
  • метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

Содержание занятий включало в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовку разных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

В подготовительной группе продолжалась работа с куклами с «живой рукой»: дети импровизировали небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской. Также использовались этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды давали возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствовали формированию самоконтроля, повышению уверенность в себе.

Приложение фото (этюды).

Гордостью театральной студии являлись театральные постановки. Создавались они по мотивам преданий и легенд русского народа, адаптированных для детского восприятия. За эти годы были поставлены и представлены на суд зрителей (дошкольников, школьников, родителей) следующие музыкальные спектакли: «Аленький цветочек», «Царевна Лягушка», «Сказание о трех богатырях», участниками которых дети были дети.

Подготовка спектакля обычно строилась по следующей схеме:

  1. Чтение сказки, её обсуждение.
  2. Разбор сценария спектакля, выбор ролей.
  3. Слушание музыки, дети выбирают определенные музыкальные произведения для спектакля.
  4. Создание элементов костюмов, декораций, украшений помещения, где будет проходить спектакль.
  5. Репетиция.

Второе направление деятельности — сотрудничество с родителями.

Традиционные:

  • анкетирование, беседы, консультации, собрания, папки-передвижки, тематические выставки, совместные мероприятия, праздники, досуги, развлечения.

Интерактивные формы:

  • тренинги, лекции-беседы, дискуссии, обучающие занятия.

Третье направление — деятельность с педагогами.

В организации этого направления использую такие методы как консультации и мастер-классы.

Задачей работы с родителями и педагогами заключалась в:

  • Ознакомлении воспитателей и родителей с различными средствами традиционной культуры, системой апробированных поколениями педагогических методов воспитания жизнерадостного, трудолюбивого, физически, духовно и нравственно здорового человека.

Большое внимание в своей работе с детьми мы уделяли проведению народных праздников, которые по нашему мнению наиболее близки и понятны детям. Мы проводили праздники «Посиделки», «Колядки», «Рождество», «Масленицу» и другие фольклорные праздники, в которых с удовольствием принимали участие дети.

В нашем детском саду создан мини – музей русского быта. Экспонаты мини – музея активно используются в проведении праздников, развлечений, занятий.

Свою работу по этнокультурному воспитанию мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями. Считаем, что только комплексный и системный подход может стать залогом успешности всего намеченного и реализованного.

Таким образом, воспитательно — образовательная работа по этнокультурному воспитанию через театрализованную деятельность помогла нам обогатить внутренний мир ребёнка, у детей появился интерес к национальной культуре.

Литература

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
  5. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
  6. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр – Творчество –Дети». Москва 2002.
  7. И.П. Посашкова «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год