Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад на тему: "Сюжетно-ролевая игра как метод экологического воспитания"
Занятия с детьми
Автор: Красильникова Сауле Тлектесовна   
03.07.2014 02:27

Доклад на тему: Сюжетно-ролевая игра как метод экологического воспитания«Игра как метод экологического воспитания».
В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников. Ее формы, методы и содержание позволяет сформировать у детей зачатки экономической культуры. Число таких методов можно отнести игру. Главной ее функцией - развивающая, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка, влияет на умственную активность, творческие способности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования представления о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники усваивают новый материал. А владение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к растительному и животному миру, выработке позитивного отношения к окружающему, положительных чувств и эмоций. Использование элементов сюжетно-ролевой игры в обучении детей формируют у них осознанное отношение к растениям, животным и людям как частям природы, а также к материалам природного происхождения и предметам, изготовленного из них.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально
организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и
взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми,
имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой
обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее
характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных
событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо
знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответств и и с сюжето м;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются
различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится, играя.
Исследованиями выявлено З типа игровых обучающихся ситуаций: ИОС с игрушками аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС - путешествия.
Первый тип ИОС строится на использовании аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных, птиц, насекомых, рыб, растений. Главный смысл использования игрушек аналогов - это сопоставление живого (или картины с его реалистическим изображением) с неживым аналогом в сравнении внешнего облика, способов поведения. Это помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Использование игрушки-аналога в сюжетной игре помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения В связи с широким использованием таких игрушек выдвигаются определенные требования и их качеству: она должна быть узнаваема, ее форма не должна вызывать сомнений к принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка, независима от материала, должна быть «доброй», привлекать внимание детей, взрослых.
Планируя сюжетно - ролевые игры можно включать следующие игровые ситуации с игрушками-аналогами с детьми младшего дошкольного возраста: « рыбки живые и игруиючные», где детям дают представление о строении рыб, на примере живой рыбы и игрушки. Далее сравнивается поведение игрушечной и живой рыбы. Цель таких игр - определить основные различия живой и игрушечной рыбы: живые обитают в воде, игрушки - на полке, неживые не могут плавать, не едят корм, но для них можно «сварить» в кухонном уголке кашу. Аналогично проводятся игры с живой кошкой и игрушечным котенком, изображением (реалистическим) домашних птиц и игрушек аналогов (богородские клюющие куры). Интересны для детей мл. дошк. возраста игры, где к детям приходят гости (игрушечный заяц, белка и т.д.) для того, чтобы узнать о жизни настоящих животных.
Для детей старшего дошкольного возраста также используются в сюжетных играх ИОС, но задачи усложняются. Например, «Школа для игрушечных зайцев» (белок, ежей и т.д.) с использованием игрушки «Мудрой совы» или «Ученого филина», где дается представление о лесе, как о сообществе растений и животных, о приспособленности к жизни в лесу диких животных. В сюжетной игре ст. дошк. можно сравнивать игрушечную елку с живой елью, растения леса, лекарственные травы, цветы, где учат сравнивать муляжи с настоящими растениями, правильно собирать растения, грибы, дать представление о з съедобных и ядовитых грибах и растениях.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.
Здесь можно использовать такие ИОС как, «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах», «Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями», «Айболит рассказывает о пользе комнатных растений», «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни», «Рассказ колобка о том, как получается мука», «Винни-Пух пришел к обеду», «Чипполино и огород на окне», «Кот Матроскин учится ухаживать за домашними животными», «Рассказ Буратино о деревьях, о пожаре в лесу», «Знакомство Буратино с бумагой», «Красная Шапочка собирает грибы».
Третья группа ИОС - это игра в путешествия. Это - поездка на выставку, экспедиция в Африку, экскурсия в зоосад, путешествие к морю и др., в процессе которой дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, туристов и т. д. «побывали» во многих местах. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода или опытного путешественника и - это главное в подобном типе ИОС в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами.
Можно использовать в сюжетной игре сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
При планировании сюжетных игр для можно использовать следующие ИОС «Посещение животноводческой фермы» (уточнение представлений о с/х животных, содержание на ферме, уход, их использование. Знакомство детей с трудом животноводства), «Экспедиция в Африку на северный полюс» (углубление представлений детей о природе северного края, приспосабливаемость животных к условиям севера, труд полярников),
«Путешествие в Африку» (представлениие об Африке, ее климате, пустынях, экзотических африканских животных, их образе жизни, «Фотоохота в лесу» (видеть интересные явления в природе, наблюдения за цветущими растениями, поведением животных, особенности их внешнего облика),
Все ИОС требует от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимовоздействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно , чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли : ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем , который проводит занятие с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год