Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование личностно-ориентированной технологии в работе с детьми»
Занятия с детьми
Автор: Челядина Светлана Владимировна   
29.07.2015 15:19

«Использование личностно-ориентированной технологии в работе с детьми»«Использование личностно-ориентированной технологии в работе с детьми»

Краевое государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом с.Черниговка»

Воспитатель 1 группы Челядина Светлана Владимировна. Черниговка 2015 г

Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым средствам и методам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

 

Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку надо понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

В современной образовательной практике ДОУ встречаются разнообразные личностно-ориентированные технологии. К таким технологиям относят Педагогику сотрудничества, гуманно-личнострую технологию Ш. А. Амонашвили и др. Мы остановимся на технологии Педагогика сотрудничества, основные принципы которой отражены в персонально-личностном подходе.

Личностный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Личностный подход, по мнению А. С. Белкина, В. И. Яковлева, предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.

Персонально-личностный подход в воспитании дошкольников, по мнению В. И. Яковлева, предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы. И. С. Зимина, А. С. Белкин, Е. В. Закирова, Е. Е. Новожилова, В. И. Яковлев разработали следующие приемы персонально-личностного подхода: «Эмоциональное поглаживание, эмоциональное обволакивание»; «Гейша»; «Расклад»; «Заражение»; «Отвлечение.; «Все вместе»; «Гордость», «Подарки», «День прошел»

Перечисленные приемы персонально-личностного подхода могут дополняться, сочетаться между собой. Использование их на практике позволит эффективно реализовывать задачи воспитания и обучения дошкольников.

Приемы: «Расклад», «Заражение», «Подарки», «Эмоциональное поглаживание и обволакивание», «Гейша», «День прошел»

Воспитатель обращает внимание детей на кукол-персонажей.

В-ль: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Это Вова и Люба. Давайте с ними поздороваемся. Вова и Люба тоже хотят с вами подружиться, поэтому они решили рассказать нам случаи из своей жизни. Хотите послушать?»

Воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа» и «Рукодельница» и беседует по содержанию.

Далее воспитатель предлагает детям перечислить различные добрые качества, которые необходимы мальчикам и девочкам в жизни.

В-ль: «Ребята, вот мы сказали, что мальчики должны быть справедливыми, благородными, а девочки – добрыми и терпеливыми. А какими еще качествами должны обладать мальчики и девочки? Давайте мы с вами соберем шкатулку, в которую поместим те черты характера, которые помогают мальчикам и девочкам в жизни».

Дети поочередно называют качества, присущие мальчикам или девочкам. За каждое новое качество ребенок получает флажок, который помещается в шкатулку.

В-ль: «Смотрите, как много качеств вы назвали! Наши новые друзья Вова и Люба и не подозревали, что есть столько разных качеств, которыми обладают мальчики и девочки. Ребята, а как часто вы пользуетесь этими качествами? Расскажите, пожалуйста, мне и нашим гостям свои истории».

Дети по очереди подходят к воспитателю, рассказывают свои истории, делясь со всеми своими ощущениями, которые они испытывали, когда совершали хороший поступок.

В-ль: «Какие вы молодцы! Все наши мальчики (перечисляет всех мальчиков по имени) настоящие рыцари (помогают, защищают) и мастера своего дела. А все наши девочки (перечисляет всех девочек по имени) настоящие мастерицы и рукодельницы, маленькие принцессы. Я очень рада, что среди вас не оказалось хулиганов и неумех.

Здесь использованы психолого-педагогические приемы «Расклад», «Гейша», воспитатель в конце занятия выражает свою уверенность в том, что среди детей нет хулиганов и неумех, внушает каждому ребенку, что он особенный. Используя приемы «Заражение» и «День прошел», воспитатель побуждает детей вспомнить свои поступки, стимулируя их к осмыслению определенной ситуации, «заражает», передает детям положительные эмоциональные состояния, которые дети испытывают, совершая хорошие поступки. Также применяются приемы «Подарки» и «Эмоциональное поглаживание и обволакивание». Несмотря на то, что подарки детям не дарят, они получают возможность понять, что здесь каждого из них любят, принимают и ценят.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью, что является необходимым условием для обучения и воспитания детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год