Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
Занятия с детьми
Автор: Зверева Оксана Александровна   
23.07.2015 18:45

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ

Еще одним направлением работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является помощь педагогическим работникам детского сада в построении личностно-ориентированной модели взаимоотношения с воспитанниками.

В образовательной программе, ориентированной на ребенка, роль педагога — особенная, отличная от привычной практики большинства наших педагогов.

 

Скачать конспект

Такая образовательная программа предполагает, что воспитатель — помощник ребенка, «фасилитатор», облегчающий, содействующий, сопровождающий. Он готов поддержать, усложнить игру, вовремя добавить материалы, ответить на вопросы, выслушать, дать дополнительную информацию. Создание «среды обитания», развивающей среды в группе, куда ребенок хотел бы возвращаться, где он чувствовал бы себя нужным и успешным – достаточно сложная задача, требующая от педагога умения наблюдать за детьми и анализировать, понимать различия в темпах развития и возможностях детей, работать во взаимодействии с командой педагогов детского сада и обязательно вовлекать семью.

Основные модели взаимодействия воспитателя с детьми

Правила поведения в группе

Работая по программе, ориентированной на ребёнка, педагоги стремятся развивать в детях самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью.

Одним из лучших способов обеспечить максимальное соблюдение правил детьми является привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию новых правил по мере возникновения такой необходимости, то есть дети:

  • участвуют в разработке правил
  • следят за их соблюдением
  • оценивают свое поведение с точки зрения соблюдения правил
  • учатся быть ответственными за свои слова и поступки.

Воспитатель, который научил детей правилосообразному поведению, может освободить себя от нудного и утомительного контроля. Кроме того, принятие детьми правила, которое они разработали сами, создает у них чувство причастности и ответственности за его соблюдение. Дети научаются самоконтролю, могут сами регулировать свое поведение не по указке «сверху», а по собственной инициативе и собственному пониманию. Это создает основания для развития осмысленной произвольности, способствует психологически правильному взрослению ребенка и переходу его в следующий, младший школьный возраст.

Коммуникация в группе

Дети нуждаются в том, чтобы быть выслушанными. Воспитатель, который активно слушает детей, тем самым сообщает им, что они заслуживают внимания, значимы и интересны для него. Когда дети играют в Центрах (время свободного выбора), педагоги могут пообщаться с отдельными детьми один на один. У всех детей должна быть возможность побыть наедине с воспитателем в качестве одного из вариантов для их свободного выбора. Дети, которые обращаются к воспитателям со своими проблемами, нуждаются во внимании, особенно, если ребенок считает тему или вопрос очень важным.

Когда взрослые слушают внимательно, они

  • принимают чувства ребенка.
  • проявляют свой интерес, предлагая помощь и поддержку ребенку.
  • получают ценную информацию о ребенке.

Такая информация может быть полезна взрослому для того, чтобы в дальнейшем выбрать необходимую стратегию в общении с ребенком.

Активное слушание — это специфическое умение, считающееся одним из важных аспектов коммуникации. Эта практика полного включения в процесс общения с ребёнком, безусловно, требует абсолютного внимания педагога.

Действия педагога при общении с ребенком

Навык общения Что делает педагог

Пауза Сделайте паузу и выслушайте, чтобы предоставить ребёнку время, для того чтобы подумать и ответить. Оставляйте «время на размышление» перед ответом на вопрос. Пауза — перед тем как задать вопрос или ответить на него — предоставляет время для осмысления, и, тем самым улучшает качество диалога, дискуссии и принятия решений.

Перефразирование Перескажите своими словами то, что только что сказал ребёнок. Во время разговора, остановитесь и подведите итог сказанному. Например, «Итак, ты думаешь, что...».

Перефразирование поможет ребёнку услышать и прояснить собственные мысли.

Выяснение

/Зондирование Задавайте вопросы до тех пор, пока вы не будете иметь полное представление о том, что говорит ребёнок. Мягко направляйте ребёнка, задавая вопросы: «Расскажи мне побольше о...», «Значит, ты думаешь, что...», «Мне интересно...».

Внимание В то время как ребёнок что-то рассказывает вам, обратите внимание на то, какие невербальные сигналы вы посылаете.

Нужно обращать внимание не только на то, что вы говорите, но и на тон своего голоса, выражение лица и жесты, и то, как на это реагирует ребёнок.

Таким образом, задача педагога-психолога состоит в том, чтобы научить педагогов выстраивать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год