Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Компетентность  педагога и здоровьесохранение
Здоровье
Автор: Главный Редактор   
02.08.2016 16:30

Компетентность  педагога и здоровье сохранение в ОУ.


ст. преподаватель кафедры психологии КГПУ  Метелкина Т.Н.

Для сохранения здоровья наших детей школе нужен  компетентный учитель с определенной суммой знаний, системой ценностно-мотивацивационных установок на ведение ЗОЖ (и ведущий ЗОЖ), а также использующий  здоровьесберегающие образовательные технологии.
Согласно  проведенному анализу взглядов различных авторов, компетентность,   предполагает ЗУНы в какой либо предметной области,  ЗУНы по их  использованию, а так же компетенцию, как способность и возможность  эффективного использованию  первых и вторых. Следовательно, необходима определенная деятельность, которую организует и осуществляет компетентный в вопросах обозначенной предметной области субъект.
Любая деятельности предполагает наличие определенных  компонентов, содержание которых определяется результатом и продуктом деятельности.
Педагог есть субъект процесса обучения, следовательно, основным результатом его педагогической деятельности является уровень и качество образования обучающегося.  Если одним из компонентов качества образования (как результата деятельности) предполагается наличие культуры здоровья, владение навыками, умениями (техниками)  ведения  здорового образа жизни и самовосстановления, то, соответственно необходима со стороны педагога соответствующая деятельность по достижению обозначенного результата.


Говоря языком требований,


если у ученика должна быть:

Культура здоровья, то есть
1.Наличие соответствующих ценностей и убеждений в структуре мировоззрения (Я знаю о том, что можно быть здоровым; Я понимаю, что это  такое - мое здоровье; Я хочу быть здоровым; Я убежден в том, что могу);
2.Наличие жизненной позиции как совокупности соответствующих обозначенным ценностям норм и правил (И поэтому я должен следующее…);
3.Способность быть культурным, то есть осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с нормами и правилами. Для этого необходимы определенные умения и навыки. А именно:
*Умение проектировать собственную деятельность как здоровьесохраняющую, удерживать позицию субъекта собственной деятельности и выстраивать субъект - субъектные отношения с участниками образовательного процесса.
*умения и навыки вести здоровый образ жизни;
*Умения и навыки самовосстановления.
4.Наличие соответствующего обозначенным нормам и правилам  образа жизни (я действую именно так, как должен, потому что я так хочу, это мое убеждение, это для меня ценно..).


то педагог должен:
1.
•Формировать круг знаний,  представлений и понятий  о здоровье;
•формировать представление ученика о себе как о здоровом человеке;
•формировать потребность, желание быть здоровым;
•формировать убеждение в необходимости и возможности ЗОЖ.
2. Организовать процесс ознакомления, усвоения и присвоения знаний, представлений, понятий, лежащих в основе    норм и правил, и регулирующих образ жизни как здоровый.
3. Организовать процесс ознакомления, усвоения и присвоения
•умений и  навыков, лежащих в основе    норм и правил, позволяющих вести ЗОЖ;
•умений и навыков самовосстановления.
4. Организовать процесс «выстраивания» обучающимся образа жизни  на основе реализации усвоенных знаний, умений и навыков


Следовательно, компетенция педагога включает в себя:
1.владение соответствующим содержанием  и программой обучения знаниям, умениям и навыкам ЗОЖ;
2.владение технологиями, методическими навыками и приемами формированиями
•знаний,  представлений и понятий  о здоровье; о себе как о здоровом человеке; о нормах и правилах,  регулирующих образ жизни как здоровый.
•потребность, желание быть здоровым;
•убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ;
Владение технологиями, методическими навыками и приемами обучения
•умениями и  навыками, лежащих в основе    норм и правил и позволяющих вести ЗОЖ;
•умений и навыков самовосстановления.
Владение технологиями, психолого-педагогическими и методическими навыками, приемами организации образа жизни обучающегося как здорового
Владение технологиями, методическими навыками и приемами организации образовательной среды учреждения (предметного окружения, технологий обучения и воспитания)  способствующей формированию  здорового образа жизни обучающихся.


Знания, умения, навыки:
1. Знать о здоровье, о здоровом человеке, о здоровой личности, о ЗОЖ; о представлениях, понятиях, лежащих в основе  норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющих вести ЗОЖ; об умениях и навыках ЗОЖ; об основных вредностях; об умениях и навыках самовосстановления.

2. Знать о способах и приемах, технологиях
•здоровьесохранения и здоровьеформирования .
3. Знать о способах и приемах, технологиях обучения и воспитания
•потребности, желания быть здоровым;
•убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ;
•умений и  навыков, лежащих в основе    норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющих вести ЗОЖ;
•умений и навыков самовосстановления.
•образа жизни обучающегося как здорового
4. Знать способы и приемы организации образовательной среды учреждения как здоровьесохраняющей.
5. Ориентироваться в данных вопросах на современном научно-практическом уровне;

1. Уметь  воспитывать  
•потребность, желание быть здоровым;
•убеждения в необходимости и возможности ЗОЖ;
2. Уметь  воспитывать  и обучать
•умениям  и  навыкам, лежащим в основе    норм, правил, регулирующих образ жизни как здоровый и позволяющим вести ЗОЖ;
•умениям и навыкам самовосстановления;
•умениям и навыкам ведения образа жизни обучающегося как здорового.
3. Уметь организовать  образовательную среду учреждения как здоровьесохраняющую.
4. Уметь оптимизировать и осуществлять свою профессиональную деятельность как здоровьесохраняющую.
    5. Умение проектировать собственную педагогическую деятельность как здоровьесохраняющую, удерживать позицию субъекта собственной деятельности и выстраивать субъект - субъектные отношения с участниками образовательного процесса.


Таким образом, компетентность педагога в вопросах сохранения здоровья ребенка предполагает и профессиональный, и личностный  компонент.  Профессиональный компонент включает в себя:
1.Знание и владение технологиями, методическими приемами и подходами, знание и владение соответствующим предметным содержанием, способствующим сохранению здоровья участников образовательного процесса.
2.Наличие знаний, умений и навыков по организации и осуществлению своей профессиональной деятельности как здоровьесохраняющей.
Личностный компонент
1.Наличие жизненной позиции, определяемой ценностным отношением к здоровью и  потребностью его сохранения и укрепления.
2.Наличие способности к организации здорового образа жизни.
•осознание и чувства непрерывности постоянства и идентичности собственного «Я»;
•чувство постоянства и идентичность переживаний в однотипных ситуациях;
•критичность;
•способность к самоуправлению согласно принятым нормам, правилам, обстоятельствам, ситуациям;
•способность планировать свою жизнь и реализовывать задуманное;
•способность менять свое поведение согласно внешним и внутренним требованиям.


Теоретический  анализ. изложенный в  таблице на основании анализа  положений педагогики, педагогической, социальной психологии, изложенных И.В.Зимней «Педагогическая психология» М.,-1998 и Г.М. Андреевой «Социальная психология»,СПб.,-2000
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год