Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»
Здоровье
Автор: Бужинаева Татьяна Геннадьевна   
20.04.2015 15:40

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

 

Скачать конспект

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий…

1. Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию ок-ружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Примеры: «Здравствуйте!» М.Лазаревой, «Утром солнышко встаёт» О.Боромыковой

Здравствуйте!

2. Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть методик по восстановлению и развитию этой функции в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательно-го центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы и развития певческих способностей детей.

«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки).

Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, носиком вдыхаю.

Дети стоят прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна быть чуть ниже.

На счет «1» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки

образуют треугольник — вдох! Сделав 4 вдоха-движения подряд, отдохнуть несколько секунд. Всего выполнить это упражнение 4 раза по 4 движения-вдоха. Это норма для ребенка 3-6 лет.

«Ушки» ( «Ай-ай-ай», или «Китайский болванчик»).

Ай-ай-ай! Проказник мишка разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать, носом правильно вдыхать.

Дети стоят прямо, смотрят перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже ширины плеч.

На счет «1» слегка наклонить голову к правому плечу – вдох. Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу — тоже вдох! Выдох в промежутке между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, способ-ствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Кроме того, на ладонях находятся важные для всего организма биологически-активные точки. В связи с этим особый интерес представляют те пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Ю.Кудинов «На уроке», «Разминка»

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессоз-нательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Гусенок Тимошка

Гусенок Тимошка пошел погулять, Шлепают ладошками по коленям.
Зеленой и сочной травы пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей
Гусенок: «Га-га!» Показывают пальцами рук «Клювики».
Веселый всегда, Хлопают.

Он травку пошел пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей.
Гусенок Тимошка пошел на лужок, Шлепают ладошками по животу.
Увидел красивый и вкусный цветок. Гладят шею сверху вниз.
Гусенок: «Га-га!» Показывают пальцами рук «клювики».

Веселый всегда, Хлопают.
Уж очень был вкусный цветок! Делают круговые движения по животу.
Гусенок Тимошка на речку пошел, Шлепают ладошками по груди.
В высокой осоке лягушку нашел. Щиплют щечки.

Гусенок: «Га-га!» Показывают пальцами рук «клювики».
Лягушка: «Ква-ква!» Качают ладонями с растопыренными пальцами.
Подружку себе он нашел. Хлопают.

Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизиче-ского статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия может проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать или поднимают после дневного сна под соответствующую музыку. Возможно использование ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

В каждой группе нашего детского сада имеются диски, кассеты для закаливания, зарядки, пальчиковой гимнастики, релаксации и создания хорошего настроения.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соот-ветствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Схема 1

Группа старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет. (общая длительность — 30 мин)

  1. Вводная ходьба (1 мин)
  2. Валеологическая песня-распевка с самомассажем (2 мин)
  3. Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки (5 мин)
  4. Активное слушание музыки (3 мин)
  5. Артикуляционная гимнастика (1 мин)
  6. Пение, песенное творчество (в качестве физ. минутки — пальчиковая игра) (7 мин)
  7. Пляски, танцевальное творчество (5 мин)
  8. Речевые и музыкальные игры, хороводы (4 мин)

Схема 2

Группа старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. (общая длительность — 25 мин)

  1. Спокойный вход, активная музыкотерапия с музыкально-ритмическими упражнениями (2 мин).
  2. Валеологическая распевка с упражнениями для формирования правильной осанки (2)
  3. Слушание музыки с элементами пассивной музыкотерапии (5 мин).
  4. Самомассаж, игры-гимнастики для глаз, фонопедические упражнения (2 мин).
  5. Пение, песенное творчество, аккомпанирование на ДМИ. (5 мин).
  6. Игры: музыкально-дидактические, музыкальные, речевые или подвижные с использованием звучащих жестов. (4 мин)
  7. Танцы, танцевальные импровизации (3 мин).
  8. Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии. (2 мин)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год