Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
Нарушение зрения у детей
Автор: О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина   
25.06.2019 23:25

Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёровФормирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров

  • О. Н. Салеева,
  • Т. А. Шибаршина,
  • воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Мы работаем в разновозрастных группах для детей с частичной потерей зрения (от 3 до 7 лет), где дети с различными диагнозами такими как: сходящиеся и расходящиеся косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия, а также с врождённой частичной атрофией зрительного нерва.

 

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Дети с частичной потерей зрения испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображённые в перспективе, их детализацию.

Сложности зрительно-пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. В основном комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, В.Ф. Базарного и др.

В наших группах созданы условия для проведения упражнений для глаз:

  • зрительные ориентиры
  • офтальмотренажёры (малые и большие)
  • картотека зрительной гимнастики.

В работе с детьми мы применяем гимнастику для глаз на офтальмотренажерах, сделанных своими руками. Они принадлежат к инновационным технологиям зрениясбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Офтальмотренажеры основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.

По своим функциям одни офтальмотренажеры предназначены для расслабления глазных мышц, а другие — для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.

На кончике указки, деревянной палочки прикрепляем яркий предмет, либо предметную картинку. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т.д. или стихами. Упражнения со зрительными предметами.

К зрительным ориентирам также могут быть изготовлены малые зрительные схемы или офтальмотренажёры для выполнения упражнения. Они могут быть графические, сюжетные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами линии различных конфигураций (от прямых линий до спиральных и запутанных). Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене)

Этапы обучения детей работе на офтальмотрёнажере.

  • Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмотренажёром. Педагог медленно ведёт указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.
  • Второй этап, основной. Ребёнок ведёт указкой по офтальмотренажёру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажёре.
  • Третий этап, заключительный. Ребёнок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажёре, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Работая по методике В.Ф. Базарного, следует учить детей после зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх, смотреть на зрительный предмет, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.

Ребенок в назначенных ему очках для видения вдаль становится на расстоянии 25 – 30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка. Вдали от линии взгляда, проходящей через эту метку, он намечает какой–либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд с метки на стекле на этот предмет.

Так как у детей с нарушением зрения слабо развита и мелкая моторика, возникла идея изготовления индивидуального офтальмотренажёра, где ребёнок зрительно прослеживает движения от одной цели до другой, при этом сам передвигает предмет по траектории.

В своей работе мы используем ещё одну разновидность офтальмотренажёров, это интерактивные тренажёры с различной тематикой, которые можно так же изготовить самим. Они легки в применении и очень нравятся детям.

Главный результат нашей работы — это укрепление здоровья детей и подготовка воспитанников к новой социальной ступени – школьной жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год