Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".
Нарушение зрения у детей
Автор: Никишина Людмила Гаджиевна   
08.01.2014 02:54

Консультация для педагогов Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулкеПрогулка  –  наиболее  благоприятное  время  в  режиме  дня  детей,  когда   создаются  условия  для  их  развития  в  разных  видах деятельности.  При организации прогулок с детьми с нарушением зрения необходимо обращать внимание на специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа, в том числе и специалистами (учителями-дефектологами (тифлопедагогами) и логопедами) направленная на обогащение предметных представлением, развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы (зрение, слух, осязание, обоняние), развитие речи.
Прогулка включает в себя наблюдения и экскурсии, детское экспериментирование, сюжетно-ролевые и подвижные игры, а также индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу с участием специалистов.
Коррекционная работа при организации наблюдений и экскурсий может быть представлена в виде выполнения заданий:
найти одинаковые объекты в окружающей природе;
найти различия в растениях, животных, окружающих предметах;
дидактические игры на классификацию (цвет, форма, величина);
проследи за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.)
рассмотри при помощи увеличительных приборов цветки и др. части  растений, насекомых, птиц  (задания должны сопровождаться переключением взгляда на удаленные объекты – небо, деревья, другие удаленные предметы).
Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.
1. Развиваем слух:
– учить определять происхождение звука или шума;
– определять причину возникновения звука:
– что происходит со звуком при его передаче на расстояние, причины его ослабления и усиления.
2. Развиваем обоняние:
– определять  по запаху различные живые и неживые объекты:
– сравнивать  качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).
3. Развиваем осязание:
–  определять температуру (горячий – холодный);
–  определять качество поверхности (сухой – мокрый, твердый – мягкий и др.);
–  определять размер (длинный – короткий, тонкий – толстый и т. д.).
Основным методом коррекционной работы при организации труда в природе с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу, а на более поздних периодах  –  по словесному пояснению  и  инструкциям.
В  процессе  трудовых  действий  развиваются  зрительные  способности, формируются  предметные  образы  и  предметно-практические  действия.
Коррекционная работа при организации сюжетно-ролевых игр включает следующие виды:
наблюдения за деятельностью взрослых;
проигрывание ролевых ситуаций;
объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
преодоление вербализма  и  обогащение чувственного опыта (предварительно проводятся специально организованные экскурсии и наблюдения);
слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;
отображение собственного опыта в игре;
использование предметов-заместителей;
преодоление недостатков развития личности.
Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:
Ортоптический период – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.
Ходьба по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
задания по отношению к своему телу;
ходьба и бег змейкой, между предметами;
перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель (с учетом зрительного диагноза).
Диплоптический период – выработка стереоскопического видения.
Бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
нахождение своего круга, дерева, домика и т.д. – развитие поисковой функции глаза;
бросание и ловля мячей разных размеров – развитие силы броска, быстроты реакции.
игры:  кольцеброс,  рыболов,  упражнения  с  воздушными  шарами, бильярд,  бадминтон, кегли, серсо, городки.
Стереоптический период – восприятие в трехмерном пространстве.
Игры:
кольцебросы;
“Шарик на удочке опусти в цилиндр”;
“Надень кольцо на стержень”;
“Поймай рыбку”;
серсо, кегли, бадминтон.

Индивидуальная  и подгрупповая коррекционная работа

с целью развития прослеживающей функции глаза организуются  наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок;
с целью выработки резерва аккомодации : игра “Далеко-близко”, «Высоко-низко»;
с целью развития восприятия цвета и формы : рассматриваем плоды и семена, листья, снежинки; выделяем цвета одежды, определяем размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.;
с целью формирования пространственной ориентировки проводим  игры  “Что где?”,  “Прятки”,  “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону;
с целью развития осязания и мелкой моторики : игры с песком, камушками, собираем семян и плодов, рисуем мелками на асфальте, палочками на песке и снегу, лепим снежки;
с целью коррекции речи: упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год