Конкурс чтецов, как один из приемов формирования читательской грамотности |
Учим Чтению | |
Автор: Шелехова Нонна Павловна | |
22.04.2019 21:22 | |
Конкурс чтецов, как один из приемов формирования читательской грамотности Автор статьи: воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 7 «Чебурашка» города Мирного Архангельской области Шелехова Нонна Павловна 2017 (слайд 1) Слайд 2. Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
Слайд 3. По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста. Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель. Слайд 4. Следовательно, целью дошкольного образовательного учреждения является — воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно — поэтического слова. Слайд 5. Задачи ДОУ:
В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус. Педагог, используя поэтическое слово при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, при рассматривании картин и во время выполнения режимных моментов ребёнок приобщается к миру прекрасного – поэтическому слову. Слайд 6. Заучивание же стихов является одним из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти. Но немало важно не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании поэтических произведений. В нашем детском саду стали уже традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они позволяют каждому ребёнку в группе продемонстрировать свои умения в декламировании поэтических произведений. Особенно заметно это в выступлениях детей на праздниках, участиях в конкурсах чтецов, в исполнении ролей играх драматизациях. Поэтому необходимо выделить основные принципы организации такого вида досуговой деятельности и требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к такому празднику (конкурсу). Это чёткое произношение текста, выразительность речи, эмоциональность. Слайд 7. Выразительность речи дошкольника вырабатываются с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Для этого необходима поэтапная работа, сопровождающая тематикой, подбором литературы, игр-упражнений, игр-этюдов, стихов. Слайд 8. Первый этап конкурса чтецов. К отбору репертуара конкурсных стихов нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Это могут быть произведения одного автора или стихотворения, объединённые одной темой, стараясь подбирать малоизвестные, интересные, небольшие по объёму и понятные детям тексты. Необходимо помнить, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их. Следующий этап (в группе) – подбор стихотворений по тематике «Конкурса чтецов в ДОУ», заучивание стихотворений, используя приём сопоставления выразительного и невыразительного чтения, давая понять ребёнку, как правильно и красиво с использованием интонации, должен звучать текст. На третьем этапе необходимо провести в группе миниконкурс чтецов, заранее составить сценарий конкурса. (для детей младшего возраста; для родителей). В сценариях всегда присутствует множество игровых моментов побуждающих детей к образному движению, звукоподражанию, подбору рифмы, словотворчеству и тому подобное. Взрослые принимают активное участие в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, готовят атрибуты и подарки, исполняют роль сказочных персонажей. При проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения. В группах старшего возраста каждый участник конкурса чтецов получает свою награду в какой либо номинации ( «Создание яркого образа», «За обаяние» и другие). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста организуются поэтические праздники. Оценивая детей по критериям: чистая, чёткая речь; эмоциональность; оригинальность; творчество. (дети награждаются призами) Лучшие чтецы из каждой группы — победители предыдущего этапа принимают в заключительном четвёртом этапе, который состоится в театральном зале. (Это целостная система работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития). В рамках мероприятий, посвященных Году пожарной охраны, в нашем детском саду прошел конкурс чтецов на противопожарную тематику. Слайд 8. Он то и стал толчком для проведения последующих конкурсов чтецов. На праздник пришли не только дети, но и герои сказок – Незнайка и Спичка, которые не только поиграли с ребятами, но и выучили правила пожарной безопасности. Ребята очень старались донести до каждого присутствующего в зале смысл стихотворения. Многие воспитанники сопровождали свое выступление костюмами, рисунками или мультимедийными презентациями. В апреле в детском саду» прошли уже ставшие традиционными конкурсы чтецов, посвящённые «Дню птиц» Слайд 9. и «Дню Земли», в котором приняли участие дети старших и подготовительных групп. На поэтический праздник, организованный педагогом-психологом Светланой Геннадьевной Дудоровой и учителем-логопедом Анной Борисовной Дёминой, были приглашены родители и педагоги. К воспитанникам подготовительных групп на праздник пришли Тучка и Солнышко, а дошкольники познакомили всех присутствующих со стихотворениями, посвящёнными Всемирному Дню Земли. В их исполнении прозвучали стихотворения: «Праздник леса», автор С. Маршак, «Мать-земля», автор Л. Абдулова и др. Слайд 10. К воспитанникам старших групп на праздник пришли орнитолог Петя и хулиган Боря. Орнитоша рассказал детям про птиц, а дети прочитали стихотворения: «Новая столовая», автор З. Александрова, «Воробышки», автор О. Белявская и др. Даже хулиган Боря проникся поэзией и пообещал помогать птицам и оберегать их. Доброжелательная обстановка, громкие аплодисменты, весёлые игры, поддержка родителей воодушевляли ребят. Мероприятие прошло на творческом подъёме, довольны им остались и дети, и родители. Всем детям были вручены грамоты и сертификаты. Необходимо отметить, что литературные конкурсы занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге. Слайд 11.
|