Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий
Дефектология
Автор: Петина Светлана Владимировна   
20.07.2015 20:05

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологийВзаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий

Петина Светлана Владимировна, учитель-дефектолог Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка» г. Альметьевска»

Как медиков, так и педагогов и родителей, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому – и плохая экология, и несбалан6сированное питание, и информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности.

Скачать конспект

Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% дошкольников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических расстройств, среди детей с начала 1990-х г.г. возросла на более чем на 30%. Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем дошкольных учреждений возможно лишь при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 2001г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении, и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов. По данным ряда исследователей, в среднем по России частота встречаемости детей с диагнозом «олигофрения» достигает 10, 3%, а с диагнозом «задержка психического развития» по разным данным — от 16 до 25%. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении. На данном этапе в России и за рубежом изменилось отношение государства к лицам с отклонениями в развитии. В связи с этим возникает потребность интегрировать таких детей в общество.

Но здоровье — это не просто отсутствие болезней или физических дефектов; это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия. Это значит, что у ребенка должна быть естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении; потребность в познании окружающего мира: природы, человеческих отношений и самого себя; потребность в стремлении поддерживать и выполнять определенные социальные и духовно- нравственные нормы и правила поведения и помогать выполнять их своим сверстникам.

Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название — «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Причиной формирования определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка, поэтому, прежде всего, следует формировать умение родителей использовать здоровьесберегающие технологии при взаимодействии со своим ребенком.

В нашем детском саду ведется огромная целенаправленная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательный процесс. Учитель-дефектолог является одним из основных участников этого процесса, применяющим в своей деятельности здоровьесберегающие технологии. Внедрению здоровьесберегающих технологий предшествует большая предварительная подготовительная работа:

  1. Изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе учителей — дефектологов;
  2. Изучены предпосылки необходимости использования здоровьесберегающих педагогических технологий: работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья; обоснование выбора технологий, создание необходимых условий и приобретение необходимого оборудования для решения конкретных задач;
  3. Заполнены индивидуальные диагностические карты детей; организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития;
  4. Создана в группе атмосфера психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
  5. Создана здоровьесберегающая среда, которая постоянно дополняется и изменяется;
  6. Согласована деятельность всех специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий;
  7. Разработан план работы с родителями, в который включены мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий.

В планировании и проведении такой работы с родителями большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.

В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:

Ознакомление родителей с результатами диагностики: целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания: для родителей проводятся консультации «Прогулки — это важно!», «Компьютер: «за» и «против», «Если ребенок заболел», «Роль семьи в воспитании здорового ребенка», «Режим-основа здоровья», «Не болеем мы зимой», «Организация правильного питания в зимний период», «Игры для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям».

Формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей: в приемной оформляется наглядная агитация на стендах и в уголках для родителей: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», «Быть здоровым — это модно!», «Добрая Дорога Детства» (по ПДД) с целью информирования родителей об использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду;

Направление на консультации врача-психиатра, педиатра, педагога психолога; подготовка учителем-дефектологом консультаций о наиболее часто встречающихся заболеваниях у детей группы и разъяснение роли профилактических мероприятий в оздоровлении детей ( «У ребенка ЗПР-без паники!», «Карманный справочник по аутизму»,;

- Обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.): проведение учителем-дефектологом обучающих тренингов с детьми и родителями по обучению массажам различными предметами (карандашами, массажными шариками, колючими шариками Су-Джок и т.п.), включение массажей во все виды деятельности; формирование представления у детей и родителей о роли массажа и самомассажа в профилактике простудных заболеваний.

Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают обучающие семинары –практикумы, открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместная двигательная деятельность детей и родителей типа «Папа, мама, я – спортивная семья», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятиях, создании стенгазет и фотовыставок о здоровье и семейном опыте ведения здорового образа жизни ( «Самая здоровая семья», «Папа, мама, я – здоровая семья!»), выпуск номеров газеты «Звездочка» для родителей, посвященные здоровому образу жизни и соблюдению правил дорожного движения ( «Посекретничаем о здоровье». «Давайте дружить с дорогой»), привлечение родителей к участию в мероприятиях, посвященных Всероссийскому Уроку «Здоровые дети — в здоровой семье», проведение акций «Родитель-водитель» (по использованию детских удерживающих устройств).

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Используя здоровьесберегающие технологии во время проведения коррекционно — образовательной деятельности и во время индивидуальной работы, привлекая родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, можно сделать вывод, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения (следствие этого – повышение качества знаний детей), активизирует мыслительную деятельность воспитанников. На каждом занятии я стараюсь создать здоровьесберегающую среду, чтобы дети сохранили свое здоровье.

А здоровье ребёнка в норме, если:

  1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с нагрузкой;
  2. в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  3. в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  4. в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  5. в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

В заключение можно отметить, что специально организованная здоровьесберегающая среда и профессиональная забота взрослых сохраняет психическое и физическое здоровье детей. Привлечение родителей к использованию здоровьесберегающих технологий в деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяет детям с задержкой психического развития успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Таким образом, благодаря разработанной системе использования здоровьесберегающих технологий, усовершенствования форм и методов взаимодействия с родителями, снижается заболеваемость детей, повышается их иммунитет. Данные мероприятия не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки у детей, создается микроклимат уважения к личности, доверительные отношения родитель – ребенок – педагог, повышается компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.

Список использованной литературы

  1. Алиев М. Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. – Ашхабад, 1984.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш).
  3. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
  4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989.
  5. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. – М., 1993.
  6. Спирина В. П. Закаливание детей. – М., 1978.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год