Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД по реализации ОО "Познание" для детей с ОНР беседа на тему "Жизнь на Севере"
Дефектология
Автор: Ирина Александровна Фомина   
30.03.2014 11:37

Конспект НОД по реализации ОО Познание для детей с ОНР беседа на тему Жизнь на СевереМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (подготовительная к школе группа) формирование целостной картины мира беседа на тему: «Жизнь на Севере»
Составитель: Фомина Ирина Александровна Снежинск 2014
Конспект НОД по реализации ОО «Познание»  (формирование целостной картины мира)
Лексическая  тема: «Жизнь на Севере»
В образовательной области «Познание»
· Познакомить детей с особенностями природных условий Севера, с жителями Севера.
· Учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой (вечная мерзлота, растительность скудна)
· Обогатить знания детей о животных, птицах Севера, называть их, знать их внешние признаки, их строение.
· Дать понять, что многие животные оказались под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу.
· Формировать понимание, что для сохранения природы её нужно охранять.
Воспитывать любовь к природе, интерес к стремлению изучать природу.
· Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
В образовательной области «Коммуникация»
· Активизировать словарь по теме
· Формировать умение детей употреблять в речи Р.п. мн.ч.
· Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социализация»
· Воспитывать бережное отношение к  животным Севера
· В образовательной области «Здоровье»
· Формировать умение правильно одеваться, чтобы сохранить здоровье и не болеть.
· Сохранять  и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь: Морж, тюлень, белый медведь, песец, сова, северный олень, щенок, белек; ласты, клыки, море, льдины, оленевод, полярники, ненцы, чукчи, якуты;полярный, холодный, бескрайний (Север), неповоротливый, клыкастый (морж), пятнистый (тюлень), статный, красивый, гордый (северный олень), толстая, меховая (шкура), хищное, травоядное (животное);охотиться, рыбачить, разводить, выживать, плавать, ловить, выводить (птенцов), наблюдать, заботиться.
Методы и приёмы : картинки , загадки, художественное слово, вопросы, Д\игра «Отгадай», Д\игра «Много кого?», итог.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр  « Ленивые восьмерки», физминутка.
Индивидуальная работа: закреплять умение  отвечать полным предложением (Женя, Артем)
Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Разрезные картинки»
Образовательная деятельность в семье:- Предложить познакомить ребёнка с интересными фактами из жизни животных Севера, показать их уникальность.
Ход  непосредственно образовательной деятельности:
1. Оргмомент
Воспитатель:- Наша страна — самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живем! Сегодня мы совершим путешествие на Крайний Север нашей Родины. (Воспитатель показывает на глобусе, куда они отпра­вятся.)
На севере снега, мороз,
Суровая природа.
На небе хороводы звезд,
А солнца нет полгода.
Н.Забила
2. Основная часть
Воспитатель :- На севере нашей страны очень холодно. Север — это царство льдов и снегов.
Воспитатель :- Почему Север называют царством льдов и снегов?
Дети :-Потому что, там много снега и льда.
Воспитатель :- Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и хо­лодное. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном  растут мох, лишайники, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми (показ иллюстраций).
Зимой  на Севере совсем не бывает солнца, наступает поляр­ная ночь, день с ночью не чередуются, как у нас. Там полгода полярная ночь, а  полгода - полярный день.
( показ иллюстрации).
Воспитатель :- С можем ли , мы с вами выжить на Севере?
Дети :- Нет, там очень, очень холодно.
Воспитатель :- Север – суровый край, но там тоже живут люди — граждане нашей большой дружной страны. На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, якуты. Посмотрите на этих мужественных людей. (показ детям фотографии)
Они живут в очень тяже­лых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север — это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Поселки на Крайнем Севере небольшие, там расположены шко­лы, детские сады, больницы, магазины. А вот живут чукчи в тундре в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур, называются эти дома яранги. Такие до­ма хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбира­ются.
Воспитатель :- Как вы думаете, для чего нужно, чтобы дом легко разбирался и собирался? Чукчам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие - оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. И таких людей называют оленеводами.
Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место. Главным промыслом у людей на Севере является охота, рыболовство.
Воспитатель :- Почему  олень — главное домашнее животное у чукчей ?
Дети :-Он дает им  теплый мех, мясо, жир.
Воспитатель :- Оленей запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелые грузы. Посмотрите, какой красивый олень! (Показывает иллюстрацию.)
Воспитатель:-А кто из вас знает как называют людей которые изучают Север и животный мир Севера?
Дети :- Полярники (показ иллюстрации)
Воспитатель :- Полярники изучают животный мир Севера, и  многие животные занесены в Красную книгу. (показ иллюстрации)

3.Д\игра «Отгадай»
Белый цвет – холодных вечных льдов,

Цвет земли – особый, он теплей:

Тундра пролегла вдоль берегов

Северных Арктических морей.

Лето тут короткое,

зима– тянется полгода:

Солнца – нет;

Но природа в тундре все ж жива.

Кто живет здесь?

Дай скорей ответ!

Воспитатель :-Я вам предлагаю отгадать загадку

Любит греться среди льдин,
В ластах толстый господин.
Лучше ты пловца не трожь...
Как зовут его все? ...(Морж)

Воспитатель: -Морж – это  большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

Дети:- У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Воспитатель:- Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, а за чем ему нужны ласты?

Дети :- ласты помогают плавать и нырять.

Воспитатель :- А за чем нужны клыки?

Дети :- Защищаться.

Воспитатель :- А еще  морж , выползает на берег при помощи клыков, зацепляясь ими за лед.

Воспитатель :- У моржа клыки, значит он какой?

Дети :- Клыкастый.

Воспитатель:-В ледяной воде морж  не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

Дети:-Моржи питаются рыбой

Воспитатель: -Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Воспитатель:- Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он? (показ силуэтной картинки северного оленя)

Дети:- Это олень.

Воспитатель: -Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

Дети: -Длинные рога.

Воспитатель:- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

Воспитатель: -У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег

Воспитатель:- К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?

Дети: -Мхом, травой.

Воспитатель:- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Воспитатель :- Следующее животное узнаете, отгадав загадку:

В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (тюлень)

Дети:- Это тюлень.

Воспитатель :-Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети:- Плавники.

Воспитатель: -Верно, плавники, а не ласты.

Воспитатель:- Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Дети:- Рыбой.

Воспитатель :- А чем отличается тюлень от моржа?

Дети :- У тюленя шкура в пятнах.

Воспитатель : - Значит он какой?

Дети :- Пятнистый.

Воспитатель :-А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Дети:- Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

Воспитатель :- А как называют детеныша тюленя? (белёк)

Воспитатель :- Почему?

Дети :- Потому что рождаются белыми.

Воспитатель:- Что спасает от холода тюленей?

Дети: - От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель :- Я вам предлагаю собрать разрезную картинку, и вы узнаете, кто еще живет на Севере.  (картинка белого медведя)

Воспитатель :- Кто это?

Дети: - Белый медведь.

Воспитатель: - Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

Воспитатель: -У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети:- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Воспитатель :- Правильно, белый медведь – это самое крупное и сильное животное Севера. На него никто не нападает.

Воспитатель :- послушайте еще  загадку:

Х В тундре есть отважный лис.
Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,

А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.

Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называется …..( песец.)во

Воспитатель :- На какое животное наших лесов он похож ?

Дети :-  На лису.

Воспитатель :- А чем он отличается от лисы ?

Дети :- Он белого цвета, чуть поменьше лисы.

Воспитатель :- А вы знаете , как называют детенышей песца? (щенок)

Воспитатель :- А кто еще живет на Севере вы узнаете, отгадав ребус.

2      4       3       1

о

а

в

с

Воспитатель :- Запишите буквы по порядку и отгадаете слово.

Дети :- Это слова сова.

Воспитатель :- Правильно, только ее называют полярная сова, рассмотрите иллюстрацию

Воспитатель :- Какого цвета оперение у полярной совы?

Воспитатель :- Сова хищная птица или нет?

Дети :- Хищная.

Воспитатель :-Чем тогда она питается?

Дети :-Мелкими животными.

Воспитатель :-А еще местные жители называют Север милым краем. Несмотря на скуд­ную растительность и холодную зиму, есть на Крайнем Севере и свои чудеса.

Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Ниг­де больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Это свечение на небе, которое видно с земли.(показ иллюстраций)

Послушайте отрывок из стихотворения «Полярное сияние»

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!..

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Ю. Шестопалов

Воспитатель :- Понравилось? На что похоже северное сияние? Правда, кажется, что оно живое?

Воспитатель :-   А что  напоминает северное сияние у нас на Урале?

Дети :- На радугу.

5. Д/игра «Кого много?» игра с мячом

Воспитатель : - Кого много на Севере?

Дети :- Много тюленей,

-Много медведей,

-Много моржей,

-Много сов,

-Много оленей

6. Итог занятия:

— Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

— Что особенного в природе Крайнего Севера?

— Как называют людей, живущих  на  Севере?

— Каких животных Крайнего Севера вы знаете? Какие растения?

— Что такое северное сияние?

__Что интересного вы узнали на занятии?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год