Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Логопедия
Автор: Гусева Марина Валерьевна   
11.12.2014 22:32

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Подготовила и провела учитель-логопед Гусева М.В. МДОУ д/с №82. г. Карталы, Челябинская обл.

2014 г
Цели занятия:
- Уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
- Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Скачать конспект
- Продолжать формировать навыки звукового анализа.
- Развивать логическое мышление, графические навыки.
- Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.

Оборудование: сказочные человечки Соня и Шустрик, характеристики артикуляции звуков, картинка с изображением самолета и гор, карточки со слогами, Смешарик для формирования воздушной струи, шарики для дыхания, предметные картинки со звуками С и Ш, мяч, простой карандаш, буквы для составления слов, фишки для звукового анализа.


I. Орг. Момент
- Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шустрик.
     

Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. Наш язычок проснулся, и ротик нам улыбнулся  (упр. «Улыбка»), в потом показал – какой чудесный день (упр. «Трубочка»). И решил наш язычок попить чай (упр. «Чашечка»). Попил чай, и поскакал на лошадке (упр. «Лошадка») в лес, и набрал грибов (упр. «Грибок»). Пока грибочки собирал - дятла увидал (упр. «Дятел»). А по дороге домой встретил индюка (упр. «Индюк»).

II. Основной этап
 - Молодец, вот и наши герои проснулись вместе с нами и улыбаются нам. А давай покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Теперь, «пошипим» для Шутника.
 - А чем различаются звуки [с] [ш]? ([с] может быть твердям и мягким, ,он свистящий [ш] – всегда твердый, он шипящий)
 - Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш]. (При звуке [с]  - губы в улыбке, при звуке [ш] - трубочкой?
 - Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]?  (При звуке [c] – язычок внизу, упирается в нижние зубы,  при звуке  [ш] – язычок принимает форму чашечки и поднимается за верхние зубы).
 - Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]?  (При звуке [с] воздух проходит посредине языка, воздушная струя холодная, при звуке [ш] – воздушная струя теплая).
 - А что в этих звуках общего? (согласные, глухие)
- Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с] Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.

Работа на уровне слога.
 - Соня и шустрик очень любят гулять по полянке, и перешагивать с кочки на кочку. Давай вместе с ними погуляем по полянке и пропоем их песенки. Наши герои решили помочь тебе и написали на своих кочках песенки, которые они поют.
СТА-ШТА, СТО-ШТО, СТУ-ШТУ, СТЫ-ШТЫ, АСН-АШН,  ОСН-ОШН, УСН-УШН, ЫСН-ЫШН.
 - Молодец. После прогулки наши герои пошли домой и встретили  Кроша, и решили с ним немного поиграть в футбол. Давай  и мы с тобой забьем мяч в ворота Кроша. (упражнение на дыхание).
  - Ты забил все мячики в ворота, ты молодец! Вот мы и пришли к Соне и Шустрику. Но посмотри, какой у них беспорядок в комнате. Все вещи раскиданы, все перепутано, и конечно же, Соня сразу загрустил, а Шустрик попросил тебя помочь ему навести порядок. Вещи Сони начинаются со звука [С], а вещи Шустрика со звука [Ш].
(Ребенку предлагаются картинки с заданными звуками ,которые нужно разделить на две группы)
- Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).

Динамическая пауза. Речь с движениями.
Шли по крыше три кота, (идут по кругу)
Смотрят в небо три хвоста. ( руки вверх)
Сели киски на карниз, (присесть на корточках)
Посмотрели вверх и вниз (движения головой вверх – вниз)
И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)
«Красота, красота!» (ритмичные хлопки в ладоши)

Работа на уровне словосочетания.
 -  Наши друзья большие выдумщики. Они любят играть с мячиком и повторять друг за другом как эхо.  Давай и мы с тобой поиграем в такую же игру. Я буду кидать тебе мяч, и говорить словосочетание, и ты будешь за мной повторять:
 
сосновая шишка,
сонная кошка,  
душистый куст,
пышное тесто,
душистое сено,
пушистая кошка,
высокая башня,
бабушкин сундук,
мышиный писк,
квашеная капуста,
косолапый мишка,
смешная шутка,  в
ишнёвый сок,
смешная маска,
школьная доска,
смешные потешки.
 
 - Молодец! Но пока мы с тобой играли,  к нам залетел озорной ветерок и перепутал у нас все буквы. Соня с Шустриком очень загрустили,  давай мы с тобой поможем им навести порядок. Посмотри  - ветерок перепутал буквы С и Ш – возьми карандаш и отыщи все правильные буквы. Букву С обведи синим карандашом, а букву Ш – зеленым.
  (Проводиться упражнение на профилактику дисграфии)


А Д Ш В Д У С Ц
Ч К С Р Щ Л Б Ю
Ш Я С М И Ц Ш Т
Б С З Ж Х А Ш Т
С Ц Ф Я К Ш Т М
Р В С И Ч Щ Д Ю
Ш Б Т С К В И Ч В
 

 - Молодец! Ты помог нашим героям и стравился с озорным ветерком. А сейчас Шустрик предлагает тебе поиграть в его любимую игру «Буквозвукознайкук» Хочешь в нее поиграть? Посмотри у Шустрика есть буквы, из которых он составляет слова, а потом волшебными, цветными кружочками определяет, какой звук спрятался в слове. Давай и мы,  в нее поиграем. (Ребенку предлагается выложить из букв слова  - СОВА, ШУБА, СОНЯ и разобрать их по звуковому составу)


III. Итог занятия.

 - С какими звуками мы сегодня играли? (С и Ш)
 - Ты сегодня молодец!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год