Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»
Логопедия
Автор: Жижакина Наталья Витальевна   
17.11.2015 13:57

Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»

(для детей подготовительной к школе группы с ФФНР)

Жижакина Наталья Витальевна учитель-логопед МАДОУ «Надежда» ЯНАО, г. Ноябрьск

Цели: коррекционно — образовательные:

  • учить детей различать звуки С — Ш на материале слогов, слов и предложений;
  • закрепить знания о характеристике звуков;
  • правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
  • формировать навыки словообразования;
  • формировать номинативный словарь;
  • закреплять понятия ориентировки в пространстве;

коррекиионно — развиваюшие:

  • развивать у детей фонематический слух и восприятие;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать силу речевого выдоха;
  • расширять и уточнять словарь;
  • развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • развивать внимание и память;
  • работать по предупреждению дисграфии;
  • работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений;

коррекиионно — воспитательные:

  • воспитывать умение понимать учебную задачу;
  • воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: презентация к занятию в формате Power Point

Раздаточный материал: пособия для звукового анализа: «дельфин» для определения места звука в слове, пеналы с фишками и элементами схемы предложения, элементы букв из буквенного конструктора, предметные картинки: слон, носорог, пушка, шапка, мышь; карточки с заданием для звукобуквенного анализа; пенал с карандашами; стенд «Звукландия», пособие для дыхания «Ветерок», «Су-Джок» шарики с колечками;

Оборудование: комплект медиа оборудования: ПК, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия:

Организационный момент: Игра на развитие внимания «Бывает, не бывает»:

Задаются условные жесты: «бывает» — хлопни в ладоши, «не бывает» — хлопни по коленкам.

-Мама по небу летает, такое бывает?

-Птицы под водой плывут.

-Мышки хлеб толпой грызут.

-Лыжник под водой идёт.

-Лодка по воде плывёт.

-Волк на дереве сидит.

-Заяц скачет и мычит.

-Злой медведь в лесу рычит.

-Утром куртку надеваем.

-Руки в брюки продеваем.

  • При встрече «Здравствуй» говорим

-Мы в детский сад к друзьям спешим!

  • Мы друг другу улыбнемся

-Сядем ровно, соберёмся.

1. Сегодня к нам в гости из леса далёкой страны «Звукландии» прибыли гномы.

Вспомните, ребята, как их зовут, и из какой они сказки (Ворчун и Весельчак).

Ворчун здоровается с детьми: — Приветштвую ваш, ребята! Какие вы все крашивые!

Весельчак здоровается: — Здравствуйте! Какие же вы все больсые!

Логопед: — Ой, Ворчун, Весельчак, да вы путаете звуки? Ребята, какие звуки путают наши гномики?

Ворчун: — Путаем и ничего не можем ш этим поделать. Как же вы эти звуки различаете?

Логопед: — Не расстраивайтесь, мы с ребятами вам обязательно поможем. Подскажите, дети, какие звуки путают гномы? Сегодня мы научимся различать эти звуки и поможем нашим гостям. Расскажем Ворчуну с Весельчаком о звуках С, Ш.

Логопед: -Что мы знаем о звуке С?

Дети: — С свистит, как насос. Он согласный, твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.

Логопед: -Что мы знаем о звуке Ш?

Дети: — Ш шипит, как змея. Он согласный, всегда твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.

-Чем похожи эти звуки?

Дети: — Они оба согласные, глухие, обозначаются синей фишкой.

-Чем же они отличаются?

Дети: — С – губы в улыбке, Ш- губы в виде окошка, С- язык опускаем вниз, Ш – язык в виде чашечки поднимаем вверх, С – воздушная струя какая … (холодная), Ш — теплая, С – есть мягкая пара, Ш – только твердый.

- Дети, сравните, одинаковые получились у нас схемы или разные? Значит и звуки С, Ш тоже разные, и их нужно различать.

2. Дифференциация звуков С, Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях.

а) Дидактическая игра: «Хлопни-топни»:

М, Н, С, П, А, К, Ч, Ш, Т, С, Л, Ф, Ш…

б) Гном Весельчак предлагает поиграть: «Повтори, не торопись и смотри не ошибись»:

Со – шо, со – шо – я рисую хорошо!

Ши-сы, ши-сы – красивые у нас часы!

Со – шо – шо — со – а в машине колесо!

Ши-сы-ши – в нашем озере ерши!

Са-ша-са-ша – наша каша хороша!

в) Гном Ворчун предлагает игру: — «Послушай внимательно, посмотри и лишнее слово убери»

Шапка, шуба, свитер, шарф; — Каким словом назовём все эти предметы?

Собака, сурок, мышь, носорог; — Каким словом их назовём?

Соня, Света, Алиса, Маша; — Что это… (женские имена).

Шутки, сутки, штык, шалаш;

Мишка, игрушка, миска, катушка.

г) Дидактическая игра «Исправь нелепицы»:

«Шуба надела Свету»

«Кость нашла собаку»

«Шишки с орешками любят белку»

«Берлога сладко спит в мишке»

«Самокат катется на Мише»

- Логопед: Наши уважаемые гномы, ребята, решили проверить, а справитесь ли вы с заданиями, которые они привезли.

3. Определение места звука в слове.

- Посмотрите, на столе у вас лежат схемы слова «дельфинчики». Каждому из вас под пенал гномы спрятали картинку, в которой живёт звук С или Ш. Определите его место в слове и обозначьте фишкой.

5. Динамическая пауза:

- Ребята, возьмите «Ветерок». Короткий глубокий вдох носом, длинный, плавный выдох ртом (повторить упражнение трижды). Затем дети достают колечки «Су-Джок» из волшебных шариков и массируют ими подушечки пальцев, при этом проговаривая стихотворение:

Этот пальчик самый главный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал -

Он и ловок, и удал!

6. Дидактическая игра: «Ребята-кенгурята».

- Дети выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Логопед предлагает попрыгать.

- Дети прыгают вперёд столько раз, сколько в слове слогов, при этом проговаривая слова:

(Сок, лап-ша, шарф, ма-ши-на, со-ба-ка, ши-шка, сад, шну-рок, са-мо-кат, шко-ла)

7. Дифференциация букв С, Ш.

Логопед: Ребята, звуки мы слышим и произносим, а с помощью чего мы читаем и пишем?

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно!

- Расскажем гномам о буквах, обозначающих звуки С и Ш?

- На что похожа буква, обозначающая звук С?

- На что похожа буква, обозначающая звук Ш?

- Из каких элементов она состоит?

В правом отделении пенала у каждого из вас буквенный конструктор. Сложите на парте ту букву, элементы которой есть в конструкторе. Какая буква получилась… (буква, обозначающая звук Ш)

- Давайте вспомним ребята, где живут буквы, обозначающие звуки С и Ш.

  • Дети: Они живут в замке согласных, подъезде глухих звуков. С – в комнате с сине-зелёным окошком

обозначает и твёрдый, и мягкий звук, а Ш – в комнате с синим окошком, так как может быть только твёрдым.

- Гномы: Да-да, мы видели такой замок в «Звукландии». Вы совершенно точно описали, где живут эти звуки.

8. Звукобуквенный анализ слова.

Логопед: -Весельчак и Ворчун приготовили для вас ещё одно задание. Справимся?!

Дидактическая игра: «Шифровальщики».

Логопед: Справа на парте, под зеркалом у каждого из вас спрятано задание. Достаньте его.

Составьте слово по первым буквам картинок.

- Какое слово получилось… (Саша). Это имя. С какой буквы всегда нужно писать имена… (с заглавной)

- Сделайте звуковой анализ слова Саша.

-Есть в этом слове звуки, которые мы сегодня учимся сравнивать?

Который по счёту звук С? Который по счёту звук Ш? Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

-Ребята, Весельчак предлагает вам составить со словом Саша предложение, подходящее к схеме, которую он нарисовал.

9. Итог занятия:

Логопед: — Весельчаку и Ворчуну пора возвращаться домой.

Гномы: — Какие же вы молодцы ребята, теперь мы тоже сможем различать эти звуки! Давайте вместе выучим чистоговорку: Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Логопед: — Итак, какие звуки мы сегодня сравнивали? Какое задание понравилось вам больше всего?

А за то, что вы так старались гномики приготовили вам сюрприз. Загляните в левое отделение пенала.

(В подарок дети получают наклейки)

Список литературы:

  1. Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.
  2. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
  3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год