Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект открытого занятия "Хлеб - всему голова"
Познание
Автор: Березко Вера Георгиевна   
25.01.2015 23:11

Память
Помню с детства я о хлебе
Моей бабушки слова:
"Хлеб− всегда хозяин в доме"
"Хлеб − всему он голова"
И, собрав в ладошку крошки,
Призадумавшись едва,
Взгляд, потупив на ладошку,
Говорила мне она:
"Помню время я лихое,

скачать конспект
Как ночами не спала,
Занавесив в доме окна,
Хлеб для раненых пекла.
А потом рискуя жизнью,
Этот хлеб, сложив в мешок,
Отправляла я в отряды,
Чтобы воин выжить смог.
Чтобы не было фашистов
На родной моей земле,
Чтобы небо было чистым,
Хлеб всегда был на столе.
И, сказав слова такие,
Посмотрела на меня,
И в морщинках угловатых,
Появилася слеза:
"Береги, ты, Хлеб−Святыню,
Не выбрасывай его,
Ведь дороже этих крошек,
Нет на свете ничего!
                                         Вера Березко

Пояснительная записка

"Хлеб - всему голова"

Любимый край,
Где пахнет хлебом с медом,
Любимый край с росою и дождем,
Люблю тебя в любое время года,
Всё это вместе - Родиной зовем.

Все мы живем в 21 веке, развиваются новые технологии, открываются новые супермаркеты и рестораны, но теряется самое ценное - отношение к земле русской, к ее бесценному богатству - хлебу, к труду хлебороба и пахаря.
Работая в детском саду, уделяю огромную роль воспитанию у детей любви к родной земле, любви к Малой Родине. проводя огромную работу, всегда задумываюсь над тем, как воспитать в детях гуманное отношение к хлебу, к непосильному и ответственному труду хлеборобов. Как заставить маленького человека-дошкольника уважать труд других людей? Как дать детям почувствовать запах хлебного поля, услышать шелест колосьев, увидеть и почувствовать красоту утренней зари, когда восходит солнышко и колосья, шелестя, тянутся к нему; как поет звонко жаворонок в небе и стрекочут кузнечики, а из-за огромного поля выглядывают синие глаза васильков, как будто чьи-то глаза следят за "хлебушком".
В своей работе часто использую рассказы из своего детства, из детских воспоминаний и ощущений, из своего сердца и из личного опыта.
И результат не заставил себя долго ждать. Проводя предварительную работу перед занятием, которое было интересно детям, мы много читали, побывали на пшеничном поле, рассматривали пшеничные колосья, смотрели видео, как работает техника в поле, рассматривали картины с изображением старины русской, как выращивали хлеб в старину. Уже к занятию у ребят были сформированы знания, позволяющие включиться в педагогический процесс.


Конспект "Хлеб - всему голова"

Программное содержание:
- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог  большой работы людей;
- познакомить детей с традициями русского народа, связанных с хлебом; как выращивали хлеб в старину;
- закрепить знания старых названий: рушник, жито, каравай, серп, щедрая, изобильная, агроном, пахарь и т.д.
- воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание интереса к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
- беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок;
- рассматривание колосьев, посевы овса, пшеницы;
- изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К.Паустовского "Теплый хлеб", К.Д.Ушинского "Как рубашка в поле выросла".
Материал к занятию: дидактическая игра "От зернышка до булочки", колосья, всходы пшеницы, хлебобулочные изделия, скатерть, вышитая в старину, рушник, каравай.

Ход занятия:
Дети заходят, здороваются.
Воспитатель: - Ребята, сегодня нас пригласили в путешествие, а куда, отгадайте загадку:
        Оно шумит и колосится,
        Там растет лишь рожь, пшеница.
                                                      (поле)
В.: - Ребята, а что растет в поле? (ответы детей)
Колоски волшебные
Мы вырастили дружно
И теперь их с поля
Убирать нам нужно.
Колоски вы те срывайте,
На вопросы отвечайте.

В.: - Ну что, ребята, справимся с заданиями!
(дети подходят, срывают 1 колос, читают сами)
Отгадайте загадку: Меня бьют, режут, ворочают,
                                А я всё терплю и добром плачу (ответы детей) (земля)

В.: - Да, ребята, глубоки у нас моря,
                           Широки у нас поля,
                           Изобильная, родная,
                           Щедрая наша земля.

В.: - Ребята, почему называют "щедрая" земля?
(ответы детей обобщаю)
В.: - Какое самое главное богатство на земле? (хлеб)
(срывают следующий колос, читают)
"Вы знаете, откуда хлеб пришел на стол?"
В.: - Давайте расскажем, откуда к нам хлеб на стол пришел?
(выходят дети рассказывать)

1 ребенок: За лесами, за лугами
                  Раздается в поле гром,
                  Это тракторы плугами
                  Пашут легкий чернозем.

2 реб.: На широкие долины
           Вышли новые машины,
           Глянь в раскрытое окно,
           Сеют сеялки зерно.

3 реб.: Сколько в это зернышко
            Вложено труда,
            Знает только солнышко,
            Ветер да вода.

4 реб.: Посеяли хлеб хлеборобы весной,
            Согрелся и стал золотистой стеной,
            И слышит страна, за уборку пора,
            Для хлеба комбайны нужны, трактора.

5 реб.:  Сколько рук его растило
             И трудилось на земле,
             Ведь не сразу стали зерна
             Хлебом тем, что на столе.

Физминутка "Мы зернышки"

В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

(дети садятся на стульчики)

В.: - Да, ребята, тяжелый труд у хлеборобов. Давайте теперь с помощью стрелочек покажем, как же все-таки и откуда хлеб пришел на стол. ( на столе лежат картинки, дети отвечают на вопросы и ставят картинку со стрелочкой)
В.: - Что происходит весной в поле? (ответы детей)
Дети: - Выходят в поле трактора и пашут землю. Затем въезжают трактора с сеялками и сеют зерно. Появляются всходы пшеницы, ржи. Наступают жаркие дни, созревает пшеница, нужно убирать жатву. В поле выходят комбайны и грузовики.
В.: - Для чего грузовики? куда они везут зерно? (на элеватор)
В.: - Что делают с зерном на элеваторе? (сушат, очищают, хранят) (ответы детей)
Д: - Приезжают машины и везут зерно на мукомольный завод, там зерно мелят и получают муку.
Д:- С мукомольного завода муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб.
Д:- С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.
(Дети ставят картинки в последовательности)
В.: - Да, ребята, огромный путь прошел хлеб, прежде чем попасть на стол. Какие хлебобулочные изделия мы покупаем, назовите.

Проводится дидактическая игра "Мы покупаем в магазине..."

Дети срывают следующий колос, читают сами: "Соберите картинку и узнаете, кто кем работает"
Проводится игра "Кто кем работает"
У нас комбайн - на комбайне работает комбайнер и т.д.

Проводится физминутка "А мы пашенку пахали"

А мы пашенку пахали, в поле борозды копали,
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем,
В землю теплую уйдите, к солнцу колосом взойдите.
А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,
Мы жито жали, на межу клали,
В поле - стогами, на стол - пирогами.

Дети срывают последний колос, читают: "Как выращивали хлеб в старину"
В.: - Какой хлеб пекли к празднику? (каравай) (ответы детей)
В.: - Мы говорили, что земля щедрая, а ведь русский человек тоже щедрый и хлебосольный. На Руси гостей встречали хлебом с солью. На каких праздниках? (ответы детей) (на свадьбах)
В.: - Как это делали, покажите гостям.
(Выходят девочки и несут на рушнике каравай)

1 девочка: На Руси гостей встречают
                  Пышным, круглым караваем
                  Он на блюде расписном
                  С белоснежным рушником.

2 девочка: С караваем соль подносят
                  Поклонясь, отведать просят,
                  Чтобы добрый гость и друг
                  Принимал хлеб, соль из рук.

(Девочки кланяются перед гостями)
В.: - Много песен, пословиц знает русский народ. А вы знаете? Назовите. (дети называют пословицы о хлебе)
В.: - Когда хлеб был дороже золота? (в годы ВОВ)
В.: - Как к хлебу относиться нужно? (бережно)
В.: - Да, ребята, без хлеба - нет жизни. Чтобы вырасти хлеб, нужно много трудиться, нужна доброта, дружба, мир. (Раздаю сердечки)

В.: - А что бы вы пожелали всем людям?
Ответы детей:
- Всем людям желаем мира на земле!
- Никогда не ссориться!
- Чтобы всегда был хлеб!
- Чтобы у всех детей были родители!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год