«Ах, этот удивительный песок» |
Познание | |||
Автор: Надыкто Елена Ивановна | |||
23.09.2015 19:33 | |||
«Ах, этот удивительный песок» «Познание» Цель: познакомить детей со свойствами песка, его использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты. Задачи: Образовательные: ознакомить детей со свойствами песка, отсутствие собственной формы, сыпучесть; развивать навыки проведения лабораторных опытов; закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной).
Развивающие: развивать собственный познавательный опыт; расширять перспективу развития познавательной деятельности детей, путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Воспитательные: поддерживать у детей инициативу, сообразительность, доброжелательность, самостоятельность. Материалы: стаканчики с песком, баночки с водой, магнит, трубочки, лупы, колбы, воронки. Пособие «Секреты неживой природы» (схемы), телевизор. Ход занятия: Дети сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята встаньте в круг, представьте, что вы яркие маленькие звёздочки, возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло ваших рук, улыбнитесь друг другу, мне. Теперь нам всем стало весело и радостно. Ребята сегодня в наш детский сад пришла посылка с планеты Марс. Давайте её откроем и посмотрим, что там? Песок. А ещё здесь есть письмо. Уважаемые дети. Наша планета Марс — покрыта песком, помогите нам провести исследования, чтобы узнать свойства песка и где его можно использовать. Ребята, вы хотели бы помочь марсианам? Дети: да Тогда я вас приглашаю в лабораторию института «Песка». Занимайте свои места. И так мы с вами стали научными сотрудниками института «Песка». А что же делают в лаборатории? Дети: проводят исследования, опыты. Правильно, проводят опыты. А теперь, напомните мне, как нужно себя вести в лаборатории? Дети: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатами опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод. Молодцы! Все правила помните. Начнём наши исследования. Опыт 1. Возьмём стакан с песком и аккуратно насыплем его на клеёнку. Легко ли сыплется песок? Дети: легко Почему? Дети: потому что песок сыпучий, лёгкий, рыхлый. Обозначим схемой свойства песка. Прикрепим схему песка на доске. Опыт 2. А сейчас проведём другой опыт. Возьмите лупы в руки, и рассмотрите, внимательно из чего состоит песок? Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели? Дети: песок состоит из песчинок, из мелких камешков Как выглядят песчинки? Дети: они очень маленькие Какого они цвета, размера? Дети: они коричневого, жёлтого цвета, круглые по размеру. Опустите в песок магнит, что появилось на поверхности магнита? Дети: к нему прилип песок А как вы думаете почему? Дети: потому что в песке присутствуют частички металла. Какой вывод вы можете сделать? Дети: песок состоит из песчинок, которые имеют разную окраску, форму, размер. Правильно ребята, иди Таня прикрепи карточку. Опыт 3. С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? Дети: они улетают, двигаются, сдуваются Какой вывод мы можем сделать на этот раз? Дети: песок может двигаться Правильно песок может двигаться, давайте прикрепим карточку, и я вам предлагаю отдохнуть и немного подвигаться. Физминутка. Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) А теперь покрутим шеей, Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны.) А теперь мы приседаем, И колени разминаем. (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) Отдохнули, ну а теперь возвращаемся и продолжаем исследовать песок. Опыт 4. А сейчас я возьму стакан с водой и насыплю в него сухого песка. Что произошло с песком? Дети: песок осел на дно стакана Посмотрите внимательно, что вы видите на поверхности воды? Это песочная пыль. А что будет, если воду размешать? Попробуй Юля. Что вы увидели? Дети: вода стала грязной Правильно, песочная пыль растворилась, окрасила воду. Какой мы можем сделать вывод? Дети: песок тяжёлый, пыль лёгкая, остаётся на поверхности, окрашивает воду. Иди Никита прикрепи карточку на доску. Опыт 5. Ребята перед вами две воронки с песком, в одной сухой песок, а в другой влажный. Я одновременно буду наливать воду в эти воронки. Как вы думаете, в какой воронке вода быстрее пройдёт через песок? Дети: ………… Сейчас мы это узнаем? К какому выводу мы пришли? Дети: сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой. Виталик прикрепи эту карточку на доску. (А теперь давайте подойдём к схемам и вспомним свойства песка) Ребята, сегодня, наш герой-это песок. Давайте посмотрим и скажем, какими свойствами обладает песок (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый; песок состоит из песчинок, которые имеют разную форму, окраску, размер; в песке присутствуют частички метала; песок может двигаться; изменяет свои свойства под воздействием воды — меняет цвет, окрашивает воду; может пропускать воду). А где можно его встретить, где можно применить (варианты ответов детей). Я предлагаю посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок (на экране показаны слайды, где применяется песок: в строительстве — для изготовления бетона, цементного раствора; для изготовления стекла; при тушении пожара; в гололёд; в медицине — когда нужно что-то погреть; для детских игр; песком можно рисовать). Давайте и мы с вами попробуем нарисовать песком звёздное небо и подарим нашу картину марсианам, вам нужно выбрать песок любого цвета и нарисовать девочкам — звёздочку, а мальчикам – комету (на ватмане приклеены звёздочки, детям нужно посыпать разноцветным песком каждый свою звёздочку) Вот какая картина у нас получилась. Вы настоящие исследователи, вы сегодня провели очень интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства песка и где он используется. Рефлексия. Ребята, если вы считаете, что сегодня хорошо работали, узнали много нового и вам было интересно, возьмите жёлтую звёздочку, если вам не понравилось то возьмите, а если вам было немного грустно и не понравилось то синюю. Я очень вами довольна и наши друзья марсиане тоже. И поэтому они дарят вам вот такие подарки. Е.И. Надыкто Воспитатель I категории детского сада комбинированного вида №144 «Солнышко» г.Брянска
|