| 
  Сообщение к презентации для педагогов  «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым.             Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.      Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.      Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.   Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко,  А. Ершовой и В. Букатовым.      
Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия следует организовывать:       как игра-жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;      социо-игровую технологию системно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.     В рамках данной технологии ставятся такие задачи:  • помочь детям научиться эффективно общаться;  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.    Общение детей в рамках данной технологии необходимо организовывать в три этапа: 1.    на самом первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);  2.    на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;  3.    на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.         Плюсы социо-игрового стиля: - Отношения: «ребенок - сверстники»;  - Педагог является равноправным партнером;  - Разрушается барьер между педагогом и ребенком;  - Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;  -  Дети самостоятельны и инициативны;  -  Дети сами устанавливают  правила игры;  -  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;  -  Дети  договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и роль слушающих);  - Общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами;  - Дети  помогают друг другу, а также контролируют друг друга; - Социо-игровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.     Принципы в работе с детьми по социо-игровой технологии:  •    Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.  •    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.  •    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.  •    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.  •    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.  •    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что  просто, а что трудно – то интересно.  •    Движение и активность.  •    Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.  •    Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.    Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп: 1.  Игры-задания для рабочего настроя. 2.  Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. 3.  Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. 4.  Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.     «Золотые правила» социо – игровой технологии (по В.М. Букатову)  1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.  2 правило: «Смена лидерства».  Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.  3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.  4 правило: Смена темпа и ритма.  Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.   5 правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.  6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он  более  мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.   Социо-игровая технология способствует реализации потребности  детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.   В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. 
			 |