Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие диалогической речи в режимных моментах
Развитие речи у детей
Автор: Панкратова Галина Николаевна   
07.06.2015 12:06

Развитие диалогической речи в режимных моментахРазвитие диалогической речи в режимных моментах

Панкратова Галина Николаевна Тараданчик Елена Васильевна г. Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 198

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Таким образом, речь является основной коммуникативной функцией.

В соответствии с требованиями ФГТ содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействиями с окружающими людьми. Одной из задач этой области является развитие связанной речи – диалогической и монологической формах в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

Ещё Л.С. Выготский писал: «Развитие устной речи, вероятно самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения типичных рефлексов.

Развитие речи, представляет прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребёнка в основе его культурного опыта».

Нарушение речевого развития и наличие трудностей в общении – является особенностью у детей с ЗПР. Поэтому, в группе педагоги групп поставили цель: создание условий для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии детей. Что такое диалог? Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственно живого общения.

Диалог – разговор, беседа – являющаяся основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

Формирование способов диалогического общения в детском саду протекает в двух формах:

  1. Это в свободном речевом общении (в режимных моментах, в игре, на прогулке) т.е. формирование опыта взаимодействий в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.
  2. Формирование диалогического общения в различных образовательных областях.

В книге А.Г. Арушиной «Истоки диалога» — одним из важных способов развития диалога являются игры и игровые приёмы. Особую роль, в развитии диалогического общения играет коммуникативная мотивированность действий, высказываний детей. Включая побудительный мотив предлагаем рассказать утром о том, на каком транспорте приехали в детский сад и с кем, например: «Ты приехал на автобусе?»«Нет, на газели».

-А газель белая?

- Жёлтая.

- Народу было много в газели?

- А место находилось у окна?

- Да.

- А что ты видел, в окне?

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развёрнутого высказывания (аллипсы и ализии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания Что очень важно для детей с ограниченными возможностями, т.к. приходиться многократно повторятся, чтобы некоторые формы ответов вошли в активную речь. При умывании, побуждая на разговор, используем потешки, это даёт положительный результат (когда самостоятельно умываются).

Организуя сюжетно-ролевые игры, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения – также развивается диалогическая речь детей. В играх с куклами дети проявляют самостоятельность, больше говорят, обращаясь к партнёру по игре.

Если педагог участвует в игре, дети включаются в импровизированные ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Очень важно ненавязчиво, деликатно исправлять аграмматизмы, например: «Я пошёл в магазина». «Ты же девочка – мама, значит надо сказать пошла».

Каждая непосредственная образовательная деятельность, даже такая, как второй завтрак – создаёт среду для развития диалога. Например: приглашение в бар на сок.

- Здравствуйте, продайте пожалуйста, два бокала сока.

- У нас остался только яблочный.

- Хорошо. Два бокала яблочного сока.

-А для кого второй бокал?

- Для моего друга.

Для развития общения со сверстниками это очень интересная форма. Педагог включается тактично помогая в диалоге.

Большое положительное влияние на развитие диалогического общения оказывают дидактические игры с правилами. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему вопросы, аргументировать, отвечать на вопросы собеседника. Совершенствование диалогической речи происходит и в подвижных, народных играх, которые строятся как игра драматизация по готовому сюжету. Например: «Гуси-гуси», «Краски», «Садовник», «Купи слона».

Закрепление диалогического общения происходит в словесных играх: «У меня зазвонил телефон», «Интервью», «Телевидение», «Звонок в поликлинику». Дети любят игры, побуждающие к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, театральные и режиссёрские игры с придуманными сюжетами. например:"большой — маленький", "Похож-непохож","Какой формы?".

Прогулка, наблюдение также способствует развитию диалогического общения. например: "Почему сегодня холодно?"

- Потому что мороз и сильный ветер?

- Деревья качаются.

- А ещё, что говорит о ветряной погоде? и т.д.

Трудовая активность продолжает развивать диалог.

- Зачем ты взял лейку с водой?

-Хочу полить колеус.

- А рыхлитель для чего нужен?

- Рыхлить землю в горшочках.

Важную роль в развитии и закреплении диалогического общения играет взаимодействие с родителями, цель которого формирование преемственности ДОУ и семьи, объединение усилий взрослых для успешного речевого развития, для пополнения и развития предметно-развивающей среды.

В результате систематической, последовательной, кропотливой работы будут достигнуты результаты, дети смогут пользоваться диалогической речью, для того перейти к монологической.

Литература:

  • Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. — М. Мозаика- Синтез, 2005
  • Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития. -м: СПб, 1995
  • Глухов В. П. Методика формирования связанной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М-1996
  • Ефиминко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М. "Просвещение", 1981
  • Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М-1977
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год