Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия для дисциплины «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки». Тема: «Синонимы».
Развитие речи у детей
Автор: Греханина Надежда Николаевна   
19.06.2015 21:51

Конспект занятия для дисциплины «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки». Тема: «Синонимы».Конспект занятия для дисциплины «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки». Тема: «Синонимы».

Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП.

Область применения: студия развития «Почемучки».

  • Возраст: 6-7 лет.
  • Тип занятия: изучение нового материала.
  • Форма: занятие.
  • Цель: познакомить детей с понятием «синонимы».

Задачи

Скачать конспект

Образовательные:

  • учить подбирать слова сходные по смыслу;
  • формировать умение составлять предложения с заданными словами;

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, память, внимание;
  • развивать словарный запас, связную речь;

Воспитательные:

  • воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие.

Методические приёмы:

  • наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
  • словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
  • игровые (интеллектуальные);
  • практические (упражнения);
  • поощрение (сюрпризный момент).

Здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, зарядка для рук, физкультминутка, игра.

Оборудование: ноутбук.

Для детей:

Наглядный материал

Иллюстрации: самолёт, набор картинок из игр: «Синонимы», «Узнай настроение».

Раздаточный материал:

Дидактический материал: касса букв, лента букв.

Словарная работа: зябнет, стынет.

Аудиозапись: весёлый детский смех.

Ход занятия

1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию.

- У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее похлопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение.

- Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

2. Постановка цели.

- Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

- И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат смайлики.

3. Новый материал. Знакомство с синонимами.

- Рассмотрите картинки и определите настроение.

  • Сердится.
  • Обижается.
  • Злится.

- Мы говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

Например:

большой человек — огромный человек – громадный человек;

- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

- Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

- А вы помните, кто спас Дюймовочку? (Ласточка)

- Конечно, её друзья.

- И у слов есть друзья.

- Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».

- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.

- Вспомним сказку «Зайкина избушка». Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула?

Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

- А кто зайке помог? Какой петушок?

- Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

- А теперь небольшая разминка. Упражнение лодочка.

- Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

- А теперь мы оказались возле леса. Сделаем привал и послушаем коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.

- Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!

- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

- В путешествии нужно быть внимательным, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.

Зарядка для глаз.

- Сколько здесь треугольников? Четырёхугольников?

- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.

- Назовите слова-синонимы.

- Что обозначает пословица?

2. Приятелей много, а друга нет.

- Назовите слова-синонимы.

- Как ты понимаешь эти слова?

Физкультминутка.

- Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

- А теперь пришло время найти друзей.

Дидактическая игра «Найди друзей».

- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный Огонь Чистый Скакать Прыгать Бросать Пламя Кидать

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

- И нам теперь не страшно идти по лесу. А кого мы там встретили, вы сейчас узнаете. Для этого нужно собрать картинки. (Детям даются пазлы собрать животных: лису, зайца.)

- Лиса и заяц друзья? Нет, недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова.

4. Подведение итогов.

- Вам понравилось путешествие?

- С какими словами вы познакомились?

- Назовите слова – синонимы.

- Похлопайте, кому было интересно.

- А теперь выберите себе смайлик.

Список используемой литературы:

  1. Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. – М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
  2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.

Много – мало.

Большой – маленький.

- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.

(Дятел; пара слов «враг – друг»).

- Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Дидактическая игра «Живые слова»

- А теперь поиграем в «Живые слова. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.

- Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Игра «Подскажи словечко»

Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …

(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.) Ход урока.

7. Физкультминутка.

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз -два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!

8. Физкультминутка – пазлы.

(Детей разбиваем на группы, даем конверты, в которых находятся пазлы, необходимо каждой команде быстро и правильно собрать картинку)

8. Раздел 3: Найди сходство.

(Учитель разворачивает доску с прикрепленными к ней магнитами, изображающих разные предметы)

Задание: убрать разделить представленные объекты на группы. (вызываем желающих выполнить задание учащихся по одному к доске для выполнения задания)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год