Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сенсорное воспитание служит основой познания мира
Развитие речи у детей
Автор: Вьюнова Вера Васильевна   
27.12.2014 17:14

Сенсорное воспитание служит основой познания мираИз опыта работы
Воспитателя 1 квалификационной категории
Вьюновой В. В.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира
(ранний возраст)
   Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Важнейший метод сенсорного развития – обучение в форме игр – занятий с дидактическими игрушками и материалом.
   Дети моей группы разной подготовки, поэтому учитывая это, я начала с того, что учила детей находить  предмет по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету.
   Первое занятие я провела с цветными шариками.


   Цель занятия: упражнять детей в различии красного и синего цвета. Научить понимать обращение «Покажи шарик».
   Материал: у каждого ребенка коробка и воспитателя коробка с шестью шариками красного и синего цвета.
Ход НОД: Занятие я проводила по подгруппам. Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в коробке.  Дала по коробке с шариками каждому ребенку. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик – малыши должны были показать такой же, не называя цвета.
   Конечно, дети показали, и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному и таким образом добивалась от каждого ребенка, что бы он показал именно красный шарик. Потом показала синий, опять обращаясь к каждому ребенку, просила показать такой же.
   По такому образцу я провела ряд занятий. Например, «Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки по местам!»
   Что бы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на детей цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате.
   Большое значение имела индивидуальная работа с детьми. Так, например, две девочки плоховато знали цвета. Чаще давала им подбирать по цвету бабочек к цветку, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения давали результаты. Скоро девочки стали более четко различать цвета.
   Убедившись, что большинство детей могут узнавать цвет по образцу и действовать с ним, я перешла к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный – синий, синий – желтый, желтый – зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои малыши могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывание одного предмета к другому.
   На занятие принесла подставку с палочками красного цвета. Сначала применила первый прием: дети показали красные палочки по образцу. Когда все показали красные палочки, я назвала цвет: «У меня палочка, красная». После этого спросила детей, какого цвета у них палочки. Выслушав ответы, предложила детям поместить красные палочки в красный стаканчик. При этом задавала один и те же вопросы: «Какого цвета ты поставил палочку?», «В какой стаканчик?».
   На закрепление названия красного цвета понадобилась 3 – 4 занятия, но с разными дидактическими материалами.
   Следующим этапом было знакомство детей с синим цветом, затем с желтым, зеленым. Все эти игры повторяла и вне занятий, давая словесные указания: «В синюю коробку положи синие шарики, в желтую – желтые». Но без показа образца.
   Дидактическая игра «Найди перышко». От детей требовалось различать и называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый; повторять за мной простые и более сложные фразы, вопросы, восклицания. С ним дети обращались друг к другу и к петушку: «Какое перышко тебе  подарить?», «Очень красивый хвостик!» и т. п. Все это относилось к двум крупным картинкам с изображением петуха. Один был с красивым разноцветным хвостом. Другому, перышки для хвоста подбирали сами дети.
   Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупывание, осматривание, сравнение.
   Так в играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываясь – узнают температурные свойства воды. Гуляя на улице – познают свойства снега.
   В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыши на практике овладевают понятием величины.
   Не сразу говорю детям о прямоугольнике, квадрате. Малыши усваивают форму, как признак других важнейших свойств предметов. Они легко запоминают, где «крыша», «огурчик», «кирпичик», и так выбирает знакомые формы.
   На каждом занятии я знакомлю детей со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например, со строительным материалом. Ставлю практические и умственные задачи, добиваясь, чтобы мои малыши их поняли и приняли к исполнению. Затем показываю, как эти задачи следует решать, направляю действия детей на достижение определенного результата.
   Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков и кирпичиков). Действуя с ними, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления. Учу детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.
Учу ребят ставить кубик друг на друга (башня), ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и  на короткое ребро (высокий забор). Из кубиков и кирпичиков малыши строят: стол, стул, диван, домик, ворота. Объясняя, каждый раз показываю, как и что надо сделать. Построив что – либо, дети играют: на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина и т. д. Слежу за тем, что-бы ребята доводили начатое дело до конца. Если вижу, что у малыша что-то не получается и пропадает желание строить, оказываю ему помощь или подсказываю, что надо сделать для завершения постройки.
   Малыши любят делать что-то вместе со взрослыми. Учитывая это, организовываю игры – занятия со строительным материалом, где каждый из детей выполняет свое задание. Я строю дом, а ребенок возводит вокруг дома забор. Потом вместе с малышом сооружаем ворота. Предлагаю малышу сделать из кирпичиков разноцветную дорожку.
   В ходе игры учу детей называть качества предметов: цвет, форму, величину.
   Очень важно помнить, что игры – занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умение произнести слово, что-то сделать самому.
   Эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год