Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Cеминар – практикум Развиваем речь детей и взрослых.
Развитие речи у детей
Автор: Фоминых Елена Николаевна   
12.08.2014 01:50

Cеминар – практикум Развиваем речь детей и взрослых.Cеминар – практикум Развиваем речь детей и взрослых.

Учитель-логопед Фоминых Е.Н. МБДОУ № 102  г. Екатеринбург

Теоретическая часть.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.    Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.    Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.    Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4.    Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
•    Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
•    Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».
•    Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-!0 минут.
•    Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика.
1.    Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают  речевую активность ребёнка.
3.    Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4.    Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5.    Развивается воображение и фантазия .
6.    В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.

Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.

Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Как работать со скороговорками?
1.    Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
2.    Объясните значение сложных слов.
3.    Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
4.    Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
5.    Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы – это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Практическая часть.

Педагоги, участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Командам представляется жюри: два учителя-логопеда и старший воспитатель ДОУ. Каждый конкурс оценивается от одного до трёх баллов.

Конкурс № 1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Ведущий (учитель-логопед) предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (прилагаются картинки)
Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки.

•    Знание органов артикуляции.
Ведущий задаёт командам вопросы по очереди
-Назовите главный артикуляционный орган  (язык)
-Назовите части языка   (кончик, спинка, корень, боковые края)
-Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков   (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).
-Как образуется голос?   (в гортани смыкаются голосовые связки)
•    Знание артикуляционных упражнений.
Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели»)
Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.
•    Знание упражнений пальчиковой гимнастики.
Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Конкурс № 2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

•    Называние слов на заданные звуки.
Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) – нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.

•    Придумывание рифмы к словам.
Представители команд выходят к мольберту, на котором – перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т.п.

•    Подбор слов к трёхзвуковым схемам.
Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным).
Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. (примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).

•    Подбор слов с наибольшим количеством букв.
Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т.п.

•    Определение места звука в словах (динамическая пауза).
Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) – нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова – поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова – нагнуться и поставить руки на колени.
Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

Конкурс № 3. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

•    Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую – быстро произнести с определённой интонацией.
Карточка № 1.
1.    Гризли продавал гриву льва за гривну.
2.    Компьютерному пирату в Интернете не рады.  (сердито)
Карточка № 2.
1.    Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
2.    Саша шустро сушит сушки.  (удивлённо)
•    Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам.
•    И, наконец, последнее задание в этом конкурсе – каждой команде придумать самим чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться на один звук, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе.
Например, чистоговорка для автоматизации звука «р»: «Терминатор Арнольд Шварценеггер- губернатор Калифорнии».

Конкурс № 4. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.
Карточка № 1.
1.    Продолжить пословицы:
-С волками жить-…..(по-волчьи выть)
-С миру по нитке-….(голому рубаха)
-Всяк сверчок-….(знай свой шесток)

2.    «Перевести» пословицу на русский язык.
Сын леопарда – тоже леопард .(Африка)      Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)       Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)        В тихом омуте черти водятся.

3.    Назвать аналогичную русскую пословицу.
Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.
Вышел из грязи в князи.

4.    Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.
Друг дороже денег. Человек без друзей, что дерево без корней. Хорошую дружбу и топором не разрубишь. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет. Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух.

Карточка № 2.
1.    Продолжить пословицы:
-Двое пашут - …(а семеро руками машут)
-Кончил дело - …(гуляй смело)
-Гром не грянет - …(мужик не перекрестится)

2.    «Перевести» пословицу на русский язык.
Молчаливый рот – золотой рот.  (Германия)    Слово – серебро, а молчание – золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)   Язык до Киева доведёт.
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)   Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
Всяк купец свой товар хвалит.
Всяк кулик своё болото хвалит.

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.
Человек славен трудом. Терпение и труд всё перетрут. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. Труд человека кормит, лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Каков работник, такова ему и плата.


Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год