Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
Развитие речи у детей
Автор: Тютерева Наталия Валерьевна   
02.05.2014 18:58

Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенкаВоспитатель МБДОУ ЦРР - №28 «Золотой петушок» г. Тамбова Тютерева Н.В.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Чтобы ребенок своевременно и качест­венно овладевал устной речью, необ­ходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверст­никами и взрослыми, т.е. обладал опреде­ленной речевой активностью. При нор­мальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, а педаго­гически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить фор­мирование речевой активности.
В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое раз­витие отстает от нормы. С годами их становится больше.
Развитию речи в детских садах уделяет­ся большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количест­венной стороны речи. Подлинного же развития не происходит. На занятии ребенок произносит и запоминает отдельные слова и фразы, и как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятия речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудно.
Следует отметить, что специальные занятия по развитию речи эф­фективны, но находится в прямой зависи­мости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.
Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситу­ациях, выбор игр и увлечений, связанным речью, быстрота и точность выбора слов, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Помехами речевой актив­ности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; ре­чевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т.п. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на оп­ределенном уровне системой языка, нали­чие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.
Система психологичес­ких, психотерапевтических и педагогичес­ких воздействий, направленных на разви­тие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, фор­мирование адекватной самооценки и спо­собности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные воздействия могут быть реализованы в ка­честве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий.
Я провожу работу по активизации речевой активности в три этапа.
Первый этап: Активизация деятельности детей.
Основным содержанием этапа являются игровые упражнения и этю­ды на восприятие, переживание и выраже­ние эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятель­ности, эмоциональной поддержки участ­ников группы, на преодоление замкну­тости и адекватной самооценки.
Упражнения проводятся в каче­стве разминки. Организуя свою  работу, создаю у детей по­требность подражать действиям взрослого. С этой целью использую побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п.
Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой це­лью предлагаю им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажму­риться, прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состо­яния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.
Привожу примеры некоторых упраж­нений.
«Вкусные конфеты». Педа­гог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый па­кет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфе­те, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.
Внимание также необходимо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состо­яние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движении, походки, позы. Пантомимика повышает ин­терес детей к занятиям, расширяет их эмо­циональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.
Эти игры можно включать как в ход занятия, так и в свободную деятельность.
Второй этап: Активизация компонентов речевой деятельности.
На этом этапе активизация речевой деятельности невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание уделяется словесным иг­рам, цель которых - обогащение словарно­го запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выра­зительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собст­венную речевую активность.
«Домашние животные». Из предло­женных слов дети выбирают название до­машнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные), «Фрукты» (только круглые) и др.
Третий этап: Активизация речи в разных видах деятельности.
одно из направлений данного этапа - изменение соци­альной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды дея­тельности и сферы общения. Для этого использую игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядно­сти, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраи­вает ребенка на речевые действия. Обращаюсь к ребенку, как бы программируя раз­витие игры, побуждаю детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погу­лять? Узнай у Димы. куда он уезжает? Ле­ночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предус­матривающие употребление вопроситель­ных предложений. Например, объ­ясняю: что сейчас дети по очереди будут зада­вать друг другу вопросы и отвечать на них. «В воскре­сенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашива­ет другого ребенка.
Затем ввожу задания, в кото­рых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Педа­гог предлагает детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об иг­рушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем иг­рающие меняются ролями.
Работа по активизации речи в игре и об­щении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсцениро­вок, творческих сюжетно-ролевых игр, направ­ленных на развитие умения  пра­вильно определять отношение окружаю­щих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, про­являть творчество и инициативу. Цель иг­ры - устранение препятствий в межлично­стных отношениях. Активную речь детей в игре стимулирует возможность пе­ревоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюр­призных моментов и др.
Можно использовать драматизации, ра­зыгрывая или отдельные эпизоды, или сказки полностью, где дети могут сами проявить инициативу, приняв на себя понравившу­юся роль. Постепенно усложняя ре­чевой материал, дети учатся владеть речью, осознают значение сказанных слов, интонации, темпа речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год