Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Вариативность изображения через знакомство со средствами художественной выразительности
ИЗО детям
Автор: Парамонова Татьяна Викторовна   
06.12.2014 08:52

Вариативность изображения через знакомство со средствами художественной выразительностиВариативность изображения через знакомство со средствами художественной выразительности

         Многие педагоги, глядя на детские рисунки, выполненные как в непосредственно организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности, замечают, что они очень похожи друг на друга. Причина этого - шаблон, т. е. стереотип, который возникает при показе ребенку взрослым (педагогом или родителями) способов изображения или рассказе о каком-либо предмете или явлении.

         Еще  Е.А.Флёрина писала, что изобразительное творчество детей это: « …отражение ребенком окружающей действительности, которое построено на работе воображения, отображения своих наблюдений, впечатлений, чувств. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому...». Поэтому нам взрослым необходимо как можно чаще привлекать детей к наблюдению за окружающей действительностью, что приведет ребенка к накоплению определенной базы художественных образов, которые ему захочется отразить в творческой деятельности.

 

Скачать конспект

         На этом этапе и нужен будет показ разных способов создания изображения с помощью разнообразных художественно-выразительных средств (цвет, линия, точка, пятно, композиция и др.). Таким образом, дети приобретают не один шаблон, а несколько, что способствует обогащению их опыта в создании художественных образов, развитию предпочтений в создании изображений и возможности вариативного отражения окружающей действительности через сочетание этих шаблонов их дополнения и преобразования.

         Показ способов создания изображения - это не всегда прямой показ определенных изобразительных действий. Можно использовать косвенный показ, например, при рассматривании репродукций картин художников. Как застывшие скульптуры выглядят заснеженные силуэты деревьев и кустов  на картине А. И. Куинджи «Солнечные пятна на инее» (фото 1). В самом названии картины уже есть подсказка, что главным художественно-выразительным  средством здесь является пятно. На этой картине ребята увидят, что изображение можно создать с помощью абстрактного цветового пятна. Совсем по-другому выглядят деревья на картине Б.М. Кустодиева «Зима» (фото 2). На этой картине образы деревьев созданы с помощь линий и небольших пятен - мазков. Рассматривая и сравнивая даже эти картины, дошкольники увидят не только разные варианты изображения зимних деревьев, но и будут учиться устанавливать причинно-следственные связи (например, у А.И. Куинджи деревья и кусты изображены после обильного снегопада, поэтому они и выглядят на картине как снежные пятна).

         Сочетая художественно-выразительные средства с техниками и приемами изображения, маленькие художники вполне могут создавать прекрасные шедевры.  В рисунке ребенка (фото 3) объединены цветовое пятно и линия, которые создают образы зимней природы, в коллективной работе малышей (фото 4)  в качестве пятна используется силуэт, вырезанный из бумаги, а еще пятно может остаться в результате печати листьями деревьев (фото 5).

         Линия также позволяет создавать неповторимые растительные образы. В сочетании с техникой выдувания веточки деревьев и кустов приобретают выразительность и неповторимость, которую ребенку выполнить кистью затруднительно (фото 6 и фото 7).

А если все же рисовать кистью, то даже простые прямые и округлые линии способны передать в рисунке кружевные, покрытые инеем ветки (фото 8).

В данной коллективной детской работе большую роль играет и такое выразительное средство как композиция, которая помогает создать образ «спящего» зимнего леса.

         Цвет помогает разнообразить картины зимы. В рисунке может появиться яркое морозное утро (фото 9), где небо окрашено алым цветом «просыпающегося» солнышка.  Немного грустные зимние сумерки (фото 10) с приглушенными  краскам и неярким, угасающим солнцем, которое скоро спрячется за снежной завесой.

         Знакомство детей со средствами художественной выразительности на примерах зимних образов можно реализовывать как проект. Отдельными этапами проекта можно спланировать наблюдения и рассматривание образцов изобразительного искусства, знакомство и апробацию способов и приемов изображения, в том числе и нетрадиционных, творческую работу с использованием разных  изобразительных вариантов (шаблонов). Итогом проекта станет выставка разнообразных творческих работ воспитанников, объединенных одной темой. Но самое главное, дети получат огромное удовольствие от своей деятельности, почувствуют уверенность, что могут самостоятельно создавать неповторимые выразительные образы, обогатят свой внутренний мир и художественно-продуктивный опыт.

         Для педагогов итогом проекта станет чувство удовлетворения своим трудом, гордость воспитанниками и желание продолжить реализацию проекта в других темах.

 

 

Парамонова Татьяна Викторовна,

 воспитатель Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад  № 4»

города Шуя Ивановской области

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год