Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна) |
Учим Чтению | |||
Автор: Редактор | |||
28.10.2009 23:06 | |||
Учитель начальных классов, руководитель методического объединения МОУ (Гатчинская гимназия им. К. Д.Ушинского) Рыбкина Елена Анатольевна В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы, задаем себе вопрос. Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути? Современный мир детской книги очень разнообразен и доступен. Бизнес издательств газетной, журнальной и книжной продукции процветает. Огромными тиражами печатается всё то, что хорошо покупается. Казалось бы, можно только радоваться: значит, читают! Но, думаю, многих из нас волнует не сколько читают, а что читают. Особенно тревожны эти размышления в отношении круга детского и юношеского чтения. Доктор психологических наук В. Абраменкова проанализировала некоторые современные издания для детей и подростков. Её выводы актуальны и тревожны: <Их содержание представляет особую опасность для подросткового возраста. Можно выделить общее направление воздействия на детское сознание:
/Как защитить своего ребёнка? - М.: Даниловский благовестник, 2002./ Это предупреждение об опасностях, с которыми ребёнок сталкивается в потоке средств массовой информации, должно заставить родителей и педагогов задуматься о том, как помочь нашим детям сделать правильный выбор. Думаю, главным является не запретительный характер, а просветительный. Осознанный выбор будет главной преградой в наступлении низкопробной печатной продукции. Одновременно необходимо решать ещё одну проблему. В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации, охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла. Большую помощь и поддержку в работе педагогов оказало появление общероссийского движения "Молодая Россия читает>. В концепции движения "Молодая Россия читает" названа общая цель работы - воспитание читающей нации. Основными базовыми социальными институтами для реализации программы являются семья, библиотеки, учебные заведения, издатели и распространители печатной продукции, а также общественные организации. Основные направления деятельности:
В рамках проекта инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы "Семейное чтение", "Читайка", "Читаем вместе", "Юный краевед", "Крылья". Мы познакомились со всеми журналами, проанализировали их содержание и направленность. Наиболее целесообразно в начальной школе использовать журналы "Семейное чтение" и "Читайка". Журнал "Семейное чтение" - простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов. Журнал "Читайка" - рассказывает о лучших детских книгах и писателях, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: "Книга - твоя душевная защита". В библиотеке нашей гимназии можно найти все выпуски этих журналов и использовать в работе с детьми и родителями. Одно из направлений работы методического объединения учителей начальных классов в нашей гимназии <Формирование основ читательской культуры, направленное на полноценный, личностно - ориентированный выбор младшего школьника". Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным. Для того чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьёзные шаги в < Страну книг>, чтобы она была интересной, разнообразной, в начальной школе гимназии организован детский клуб любителей чтения <Читайка>. Идею создания клуба мы почерпнули в разработках движения <Молодая Россия читает>. В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители. Особенно ценной является возможность общения в клубе с интересными людьми, писателями, журналистами, когда появляется возможность индивидуального общения с ребёнком. В основе клубной работы - интеграция различных видов деятельности учащихся, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования. Цель работы: появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга. Воспитательный процесс в гимназии направлен на создание благоприятной среды, способствующей укреплению здоровья младшего школьника и формирование духовно - нравственной культуры. Это важный фактор в общем и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей во внеурочных формах работы с детской книгой - показатель формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития. Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Учащиеся разных возрастных групп участвуют в проекте <Дарите чтение>. Ученики 3-4х классов проводят встречи-беседы с учениками 1-2 классов, составляют тематические выставки книг. Все желающие могут принять участие в конкурсе <Дарите чтение друг другу>, изготовить рекомендательные подарочные карточки - открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений <Самая, самая интересная книга>. Взаимодействие детей, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования позволяет использовать активные формы общего и литературного развития младших школьников каждому учителю. Учителя начальных классов в нашей гимназии стараются, воспитать <талантливого читателя>, используя разные формы и методы работы. Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Родитель, как и ребёнок, учится, читая. Я хочу дать несколько советов, как помочь детям стать хорошим читателем. Подсказки для родителейДА и НЕТ родителейДА
НЕТ
Организация чтения домаКогда вы читаете со своим ребёнком, то:
Эта статья размещена в третьем номере журнала "Дошкольник" за Март 2010 год
|