Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Адаптация младших дошкольников в ДОУ
Адаптация
Автор: Елена Плаксина   
01.11.2014 19:08

Адаптация младших дошкольников в ДОУС чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми — взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

Эмоциональная реакция родителей на поведение ребенка в этот период часто усугубляет ситуацию. Из-за того, что они сами не знают, как лучше поступить, мама с папой не могут помочь своему малышу. Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации :

- легкая адаптация — поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;

- адаптация средней тяжести — в течение месяца;

-тяжелая адаптация — требуется от 2 до 6 месяцев.

Для того чтобы адаптация прошла легко, а также с целью значительного снижения эмоциональной напряженности, мы работаем по такой схеме с будущими воспитанниками. Работа начинается в момент когда родители пришли в ДОУ зарегистрировать заявление . При первом посещении родителей ДОУ воспитатель группы раннего возраста проводит консультации .

Цель консультаций — оказать посильную помощь родителям в воспитании малышей, повысить их педагогическую компетентность.

Особое внимание обращается на исследование развития таких социальных навыков ребенка, как:

·уверенность в себе;

·самостоятельность, инициативность;

· способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослым;

·эмоциональная чувствительность;

■усвоенные простейшие нормы и правила поведения.
Важно определить особенности семейного воспитания, выяснить:

· дают ли родители ребенку в первые минуты пребывания в незнакомом месте осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например обращая его внимание на игрушки или детали интерьера;

· заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете;

·доверяют ли родители ребенку;

·сильно ли опекают;

·жестко ли контролируют;

·поддерживают ли детскую инициативу или подавляют;

· рассказывая о ребенке, говорит "мы" вместо "он", например, "мы умеем самостоятельно одеваться";

·легко ли родители вступают в контакт;

· доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;

·откровенны ли родители;

·насколько родители готовы к сотрудничеству;

· соглашаются ли они со всем или умеют отстаивать свои интересы и точку зрения.

Встреча с родителями начинается с непродолжительной беседы. Выясняются причины оформления ребенка в детский сад; исследуются родительские ожидания, связанные с этим; их осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого это зависит; от кого зависит благополучие ребенка в детском саду; чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой; в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду.

Параллельно с беседой воспитатель наблюдает за малышом.

Важно обратить внимание на родителей. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно в этом случае проясняются родительские опасения, волнения. Важно помнить, что снижение волнения у родителей благотворно сказывается на ребенке.

По результатам беседы с родителями и наблюдения за поведением ребенка воспитатель делает вывод о том, как лучше организовать переход от семейного воспитания к общественному.

Мы проводим общее собрание для всех родителей будущих воспитанников нашего детского сада. На нем заведующий ДОУ и воспитатель знакомят мам и пап с правилами, требованиями нашего учреждения, образовательной программой. Также семьям даются конкретные рекомендации, как подготовить малыша к детскому саду. Кроме того, мы знакомим их с разными вариантами адаптации детей к ДОУ и в соответствии с этим с различными вариантами введения ребенка в группу.

Так, дети, адаптация которых будет протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в детском саду на целый день. Они легко осваиваются, остаются на тихий час, у них быстро восстанавливается аппетит. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе детского сада вместе с ребенком: сначала небольшой промежуток времени (час или чуть больше), который потом увеличивается. Когда он уже освоится, станет доверять педагогам, мама может постепенно сокращать время пребывания в непосредственной близости от малыша. Если первые дни она играла вместе с ним, то через некоторое время она просто находится в группе, в поле зрения ребенка, но не рядом с ним — например, сидит в сторонке, наблюдает за ним. Потом мама может на некоторое время удаляться из группы, увеличивая этот промежуток времени. И, наконец, наступает день, когда она приводит ребенка в группу и оставляет его там.

Труднее всего мамам малышей с тяжелой степенью адаптации. Дети отказываются от еды, плачут. Поэтому период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в детском саду укорачивается. В таком случае необходима помощь воспитателей группы.

Воспитатель ежедневно наблюдает за психоэмоциональным состоянием детей, с которыми проводит игровые занятия и игры невысокой подвижности. Параллельно с этим отслеживаются дошкольники с трудностями в общении и повышенным уровнем тревожности. С ними и с их родителями в дальнейшем планируется индивидуальная, более глубокая работа.

Родители вновь поступивших воспитанников приглашаются на консультации. Здесь они делятся трудностями в прохождении их ребенком периода адаптации и его воспитании. Воспитатель дает рекомендации, совместно с родителями вырабатывает стратегию поведения в том или ином случае и методы воспитания ребенка.

В группе раннего возраста в период адаптации на стенде вывешивается информация с рекомендациями, как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период (например, чего не стоит ему говорить).

 

В сентябре проводится родительское собрание в группе раннего возраста. Как правило, это вводное собрание, где обсуждается, насколько легко или сложно ребята адаптировались к условиям дошкольного учреждения 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год