Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации
Адаптация
Автор: Глубокова Евгения Александровна   
28.10.2015 10:01

Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптацииФормирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21

Подготовлен: Глубоковой Е.А. Педагогом-психологом МДОУ д/с № 21 г. Комсомольск – на — Амуре 2015г.

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.

 

Скачать конспект

Все чаще педагоги-практики указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью — ученика.

Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень произвольности психических процессов.

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути.

Исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, понятием, в котором можно выделить следующую совокупность компонентов:

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

в) физическая готовность ребенка к обучению в школе включает: состояние здоровья, слуха, зрения; общее физическое развитие; развитие мелких групп мышц; умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др.

Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход. Целью является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания.

В связи с этим в практику дошкольного образовательного учреждения шире стал внедряться подход, связанный с развитием ключевых компетентностей.

Дошкольное учреждение формирует начальную систему ключевых знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность дошкольников. Иными словами ключевые компетентности определяют в дальнейшем качество подготовки к школьному обучению.

К началу обучения в школе ребенок должен обладать:

  • мотивом учения;
  • образным и вербальным мышлением;
  • предпосылками логического мышления;
  • способностью принимать учебную задачу;
  • графическими навыками;
  • произвольностью регуляции деятельности;
  • восприимчивостью к обучающей помощи.

Таким образом, подготовка выпускника детского сада рассматривается с точки зрения компетентностного подхода, где на первый план выступает формирование у дошкольников умений ориентироваться в повседневной деятельности, решать возникающие проблемы, ориентироваться в различных ситуациях, то есть быть компетентным в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Успешное усвоение знаний и умений, их применение в самостоятельной повседневной жизни невозможно без определенного актуального уровня психических процессов.

В рамках опытно – экспериментальной работы по развитию познавательной компетентности в сентябре 2007 года проведена диагностика готовности к обучению в школе. Результаты интеллектуальной готовности представлены в таблице.

Первичное изучение готовности к обучению в школе выявило несовершенство некоторых психических процессов у дошкольников. 60% детей имеют средний уровень развития памяти (зрительной и слуховой), 45% — средний уровень словесно-логического и вербального мышления, 58 % дошкольникам необходима помощь по развитию внимания. Практически все ребята (96%) испытывали трудности при выполнении «Графического диктанта».

На основе полученных данных, совместно с воспитателями определили направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Весь материал был распределен по 4 блокам: интеллектуально-развивающие игры и упражнения, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и релаксационные упражнения. Дети были разделены на 2 подгруппы, еженедельно в течение 7 месяцев с ними проводились коррекционно-развивающие занятия. Подгрупповые занятия с педагогом-психологом проводились 1 раз в неделю по 30 минут. Кроме этого с детьми требующими особого внимания была организована индивидуальная работа (1 раз в неделю по 30 минут).

Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастала. В рамках одного занятия обеспечивали чередование разных видов деятельности, «легкие» задания сменялись «сложными».

В основу нашей работы было взято пособие Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». В дополнение мы использовали игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики предложенных в методической литературе: М.В. Ильиной «Тренируем внимание и память», М.М. Безруких «Ступеньки к школе», Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», Ю.В. Останковой «Система коорекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Об эффективности проведенной работы свидетельствуют данные итоговой диагностики интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Анализ результатов показал, что у детей значительно повысился уровень развития слуховой и зрительной памяти, словесно-логического и вербального мышления. Дошкольники стали более внимательными, повысилась произвольность психических процессов, концентрация внимания. Ребята стали четко действовать по инструкции взрослого, самостоятельно завершать начатое и давать оценку и самооценку выполненных заданий.

Таким образом, целенаправленная психолого-педагогическая деятельность обеспечила становление у воспитанников таких важных качеств личности как самостоятельность, инициативность, произвольность, любознательность, творческое самовыражение. Все эти свойства личности обеспечивают становление познавательной компетентности и являются залогом успешной адаптации ребенка к школьной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Болотов В.А. Компететностная модель: от идеи к образовательной программе //Перемены 2004. — №2
  2. Бавыкин В.С., Наливайко Т.Е.

Концепция формирования компетентностей учащихся основной

школы в рамках проектной деятельности — Комсомольск-на-Амуре:

Изд-во «Комсом. -н/А гос. пед. ун-та», 2005. — 50с.

3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288с.

4. Концепция содержания непрерывного образования /дошкольное и начальное звено/ — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. -32с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: 2002.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии 2004. — №5

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.

13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000. -344с.

ISBN 5-7695-0513-3

14. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование 2003. — №2. С. 58-64.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год