Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
Адаптация
Автор: Черепанова Екатерина Викторовна   
16.03.2019 21:09

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДООМУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

Оформление результатов исследовательской работы в формате научно-исследовательской статьи.

Черепанова Екатерина Викторовна

Научный руководитель: Трофимова Елена Давыдовна,

Нижнетагильский государственно педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия

Аннотация: в статье проанализировала проблему адаптации детей младшего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации по средствам музыки. Охарактеризовала понятие «адаптация» и её основные компоненты, возможности музыкальной деятельности в процессе адаптации.

Ключевые слова: адаптация, музыка, музыкальная деятельность, младший дошкольный возраст.

Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения[1].

 

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже ни один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Связано это со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. По различным причинам мамам приходится выходить на работу, следовательно, ребенка младшего дошкольного возраста отдают в ДОУ.

Изучением адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации занимались как, отечественные так и зарубежные педагоги и психологи. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и другие.

В своих работах изучали влиянием музыки на организм человека такие ученые как В. М. Бехтерев, Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курта, С. В. Шушарджан и многие другие.

Рассмотрим основные теоретические понятия, используемые в нашем исследовании и кратко их охарактеризуем.

«Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.» [2. c.10]

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации.
  2. Подострая фаза или собственно адаптация.
  3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Кроме того «различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация: к 20-дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
  • адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
  • тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений». [5. c. 4-5]

Музыка – искусство особого, художественно-образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка – искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счёт специальных средств выразительности: лада метроритма, мелодии, гармонии, формы.

Музыка таит в себе большие возможности для творческого развития ребенка. С первых лет жизни, она является его постоянным спутником, так как чрезвычайно близка эмоционально детской натуре.

Музыкальная деятельность играет огромную роль в жизни каждого ребенка и значительно облегчает адаптацию детей в детском саду.

Далее рассмотрим виды детской музыкальной деятельности, к ним относится:

  • слушание-восприятие музыки;
  • пение;
  • музыкально-ритмические движения;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • музыкально-дидактические игры.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того на сколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольную образовательную организацию.

Способствовать процессу адаптации поможет музыка. Известно с древнейших времен, что музыка оказывает на человека огромное влияние. В работах В. М. Бехтерева и других ученых появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, на дыхание, кровообращение [5 с. 132].

С помощью музыкального ритма, считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные) [5 с. 98].

Установлено, что музыка – воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический.

Музыка является источником особой детской радости. Раннее общение ребёнка с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Музыкальная деятельность может существенно повлиять на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, поскольку способствует установлению положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и способна улучшить психоэмоциональное состояние, снизить чувство тревожности.

Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации
  2. Азыева Г. А., Федорова И. А. «Сотрудничество с родителями в предупреждении дезадаптации детей к ДОУ». Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г. 128с.
  3. Давыдова О. И., Майер А. А. «Адаптационные группы в ДОУ» Методическое пособие: М. ТЦ «Сфера» 2005г., 128с.
  4. Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога» Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
  5. Бехтерев В. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. –М., 1916. -13 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год