Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
Адаптация
Автор: Тютерева Наталия Валерьевна   
20.04.2019 06:20

Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.

Тютерева Н.В. МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов

Термином «инклюзивное образование» обозначают совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющих ограничения по здоровью различного характера. Имеются в виду не специализированные группы для детей–инвалидов в различных образовательных учреждениях, а совместное обучениевсех детей (в одной группе) независимо от их состояния здоровья.

Невозможно сформулировать цель инклюзивного образования однозначно. Здесь постановка целей зависит от конкретного диагноза, физического и психического состояния ребенка. Но стремится, в любом случае нужно к социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, к подготовке их к взрослой жизни, к получению профессии и работы, что позволит стать полноценным членом общества и независимым гражданином.

 

Важное условие инклюзивного образования — это доступность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обучаться по месту жительства, это важный фактор. При соблюдении принципа территориальной доступности родителям не надо будет тратить много сил и времени на дорогу.

Неоспоримо, что дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях развития, обучения и воспитания. Необходимым условием результативной инклюзии является создание комфортных условий как для «особых» детей, так и для «обычных» детей. Крайне важно психологически подготовить каждого ребенка к тому, что вместе с ними группу будут посещать «особые» детки, что нужно помогать им, проявлять терпимость. Общество требуется подготовить к социальной инклюзии. Для этого необходимо принятие различных мер: создание системы пропаганды ценностного отношения к людям с ОВЗ, создание безбарьерной среды обучения, оказание поддержки в процессе обучения со здоровыми сверстниками, создание образовательных стандартов, которые нужно строить в соответствии с конкретным уровнем развития отдельно взятого ребенка.

Начинать осуществление инклюзивного образования надо как можно раньше. Уже в раннем возрасте осуществлять включение в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Но заблаговременно должна быть создана необходимая развивающая среда в группе. Не менее важным условием является наличие хорошо обученной команды педагогов и медиков. Воспитатели и психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре должны в совокупности обеспечивать детям с ограниченными возможностями здоровья психологический настрой на преодоление неизбежных трудностей.

Педагогу инклюзивного образования необходимо иметь профессиональную социальную адаптированность, лабильность, а также выраженные коммуникативные и организаторские способности. Он может успешно осуществлять инклюзию, только проявляя гибкость и толерантность, прислушиваясь к рекомендациям членов коллектива, с интересом пробуя разные подходы в общении с детьми, стойко и профессионально преодолевая трудности. К сожалению, целенаправленной подготовке педагогов такого типа до настоящего времени уделяется мало внимания в нашей стране.

Немаловажная проблема в инклюзивных детских коллективах– это различие интересов детей здоровых и с особенностями развития. Совмещение их интересов, поиск точек соприкосновения – процесс сложный и длительный, требующий знаний и усилий педагогов. Инклюзия, априори, не может существовать без четкого непрерывного патронажа со стороны взрослых. Специалисты должны постоянно находиться «внутри» группы, а вся образовательная деятельность строиться на взаимодействии внутри коллектива.

Дошкольный возраст – это период формирования у ребёнка навыков социального общения, которые в будущем помогут ему во взрослой жизни. Особые дети больше обычных нуждаются в доброжелательной среде и стабильности. Ребёнок, который испытывает трудности, не может овладеть навыками адекватного поведения, социально адаптироваться в обществе. Посещая специализированные учреждения, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, не подготовлен для жизни в обычном обществе. Его особенности ещё и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Процесс обучения особого ребёнка проходит очень медленно, он не может приспосабливаться к той или иной ситуации, чувствует, что к нему относятся недоброжелательно и болезненно реагирует на происходящее.

Первым шагом к высокому результату можно считать установление крепких социальных связей со сверстниками. Когда это будет достигнуто, осуществление процесса обучения перестанет для ребенка с ОВЗ быть испытанием, где каждый находящийся рядом считает его изгоем. Но все же нельзя забывать, что приоритетом в работе с особыми детьми служит самочувствие и развитие личности, а не конкретные знания и навыки.

Программа обучения, разрабатывается для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья индивидуально и должна быть построена так, чтобы её понимали все дети, она должна способствовать раскрытию детского потенциала и нацеливать воспитанников на повышение успешности. А так же должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения занятий.

Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и разрабатывают свои программы в соответствии с ним.

Инклюзивное образование развивает у детей дошкольного возраста толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год