Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
Адаптация
Автор: Юшина Татьяна   
25.06.2014 11:27

Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группахСуществуют  различные точки зрения на социализацию и их можно рассматривать как этапы социального развития ребенка:

Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации)
Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе
Процесс развития  человека во взаимодействии с окружающей средой
Однако в конкретной воспитательной работе  все-таки необходимо обеспечивать  условия для активного взаимодействия  ребенка с окружающей действительностью в процессе  вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе
Воспитание  -  целенаправленная  и сознательно контролируемая социализация представляет собой процесс целенаправленного влияния, необходимый ребенку для накопления  социального опыта  и формирования ценностных ориентиров.
В широком смысле воспитание – специально организованный процесс, близкий к понятию социализации. В узком смысле – целенаправленная, специально организованная деятельность, рассматривается как  контролируемая социализация.


Социальное воспитание  есть процесс формирования мотивационно – ценностных и эмоционально – оценочных отношений, морально – нравственных качеств личности, системы знаний, убеждений, мировоззренческих установок, опыта коммуникации в овладении приемами социального взаимодействия и освоении культуры.
Личностно – ориентированное образование призвано обеспечить развитие личности ребенка как субъекта познания в общении и предметно – практической деятельности на основе его индивидуальных особенностей. Он базируется на признании за ребенком права выбора  собственного пути  развития через предоставление ему  альтернативных  вариантов индивидуального маршрута, траектории развития.
В 2 – 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности (сила, подвижность нервных процессов , темперамент, тип мышления, особенности характера, психики, волевые качества, определенный тип мотивации). Личность ребенка проявляется в деятельности и общении.
Социализация, таким образом, предполагает индивидуализацию: у каждого ребенка свой путь развития, что, конечно же, изменяет характер взаимодействия и роль воспитателя вообще. Воспитатель не просто транслятор, он актулизирует тенденцию к личностному  росту, ставит ребенка в ситуацию активного деятеля, создает условия для развития его самостоятельности. Ребенок уже с раннего возраста способен усваивать то, что он хочет из позиции «я могу, я хочу».
Задача воспитателя  -  анализировать его желания, формировать и стимулировать его действия, интересы, желания.

Цель деятельности данной группы  -  ранняя социализация, т.е. сформировать у ребенка готовность к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Под готовностью подразумеваются желания и способности (умения) ребенка.  Компетентность связана  со способностью ребенка  удовлетворять  свои потребности при помощи социально одобряемых  способов и средств поведения (деятельности и общения).
Отсюда появляются и задачи:
-    формировать представления о социальном мире и о себе в нем
-    воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения к окружающей действительности
-    формировать активную позицию во взаимодействии с миром, личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость ребенка.
Необходимо отметить, что в раннем возрасте  основной формой общения ребенка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами  -  ведущей деятельностью.
Так мама, папа или бабушка находится рядом, напоминаем ей, что  в процессе эмоционального общения она должна переключить внимание ребенка  с себя на предмет, игрушку. Заинтересовать ребенка и предложить ему игру.  Можно предложить ребенку поиграть самостоятельно, оставаясь рядом.
Советуем поощрять ребенка за проявление инициативы в игре, когда он приглашает взрослого к совместным действиям. Это способствует развитию уверенности в себе.
Вообще надо отметить, что похвала, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. А если использовать отрицательные оценки, то положительная  все равно должна быть присоединена.
Например: «Ты ошибся, но я уверена, что у тебя обязательно получится»
Главная задача воспитателя в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста  -   приучить ребенка самостоятельно находить себе занятие. Все дети должны быть заняты  -  кому предложить игрушку, с кем закончить постройку, обыграть игрушку – забаву, кого переключить на подвижную игру, дидактическую, а  с кем рассмотреть картинку.
Необходимо поощрять детей к использованию в игре дополнительного   игрового материала (предметы – заместители), а также воображаемых предметов, называя их словом.
При всем этом необходимо побуждать детей к эмоциональной отзывчивости в общении со сверстниками, воспитывать чувство симпатии друг к другу.  
Вместе  с основными видами деятельности, организуются и творческие виды деятельности детей, такие как рисование рукой, пальчиком, мелками, карандашами, а также лепка из глины.
В этот момент роль взрослого, который находится рядом, очень велика. Поскольку взрослый поначалу является главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление самооценки.
Наряду с общением со взрослыми, следует выделить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками.
Но опять же взрослый, который находится в группе, должен создать условия для общения  ребенка со сверстниками. Здесь собственным поведение  взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга,   поощряют проявление сочувствия, сопереживания к другому ребенку. Организуют совместные игры, учитывая желание друг друга.
Необходимо напомнить родителям, что не следует сравнивать ребенка со сверстниками. Это унижает достоинство либо малыша, либо его сверстника.  Можно сравнивать достижения малыша только с его достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся и чему научился.
Для полноценного развития детей дошкольников   большое значение имеет их общение со сверстниками. В общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
В процессе общения возникают конфликты. Они могут играть положительную роль, но могут иметь и отрицательные последствия.
Для полноценной социализации ребенку необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, необходимо отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год