Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование литературного опыта у детей дошкольного возраста
Учим Чтению
Автор: Итальева Наталья Алексеевна   
12.02.2015 14:00

Формирование литературного опыта у детей дошкольного возрастаПолное ФИО : Илларионова Елена Валерьевна
Название (номер) учреждения: МАДОУ ЦРР д/с №116 «Теремок»
Должность: Воспитатель
Город (село, поселок), Область, Край : г.Уфа
Название работы: « Формирование литературного опыта у детей
дошкольного возраста»

Тема: « Формирование литературного опыта у детей
дошкольного возраста»
Цели эксперимента:
1. Разработка и апробирование ЛСМ, которые способствуют развитию аналитических умений и навыков дошкольников.
2. Создать педагогические условия для целенаправленного систематического применения дидактических многомерных технологий для активизации детей в индивидуальной и совместной работе.

 

Задачи:
- Определить психолого-педагогические условия для развития литературного образования. Разработать адаптированные средства моделирования педагогических объектов (ЛСМ) в игровой форме.
- Заложить основу полноценного восприятия художественной литературы и ввести ребенка в мир словесного искусства. Показать многообразие жанров художественной литературы.
- Обосновать и опытно - экспериментальным путем апробировать проективные умения педагога ДОУ в процессе профессиональной подготовки.
- Внедрить в практику дидактический дизайн как системный подход к проектированию.
Научный руководитель эксперимента:
Штейнберг Валерий Эммануилович, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, лауреат премии УрО РАО, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, академик АПСН, заместитель главного редактора «Педагогический журнал Башкортостана», заведующий НЭЛ «Дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании» БГПУ им. М Акмуллы.

Объект исследования:
Внедрение и реализация логико-смысловых моделей в изучение художественной литературы в ДОУ.

Участники эксперимента:
Педагоги, дети и родители дошкольного образовательного учреждения

Предмет эксперимента :
Педагогические условия освоения новых проективных умений педагогов ДОУ, совершенствование педагогической деятельности и профессионально-творческого развития личности воспитателя ДОУ для модернизации образовательного процесса в ДОУ на основе дидактической многомерной технологии и дидактического дизайна.

Гипотеза:
Внедрение дидактических многомерных технологий на занятиях будет способствовать становлению таких качеств дошкольника как:
• сосредоточенность внимания;
• логическое мышление;
• воображение;
• владение речью.

Актуальность:
Направленность содержания воспитания и образования дошкольников на современном этапе предусматривает придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла. Принцип вариативности программ и организационных форм ставит перед педагогами проблему литературного образования детей дошкольного возраста. Приобщение ребенка к искусству, формирование у него способности воспринимать и понимать ценности культуры – необходимое условие духовного наследия прошлого, развития внутреннего мира. Данный процесс трудно представить вне воздействия произведений художественной литературы и фольклора. Однако в эпоху всемирных компьютерно- информационных технологий детской книге противостоит небывалое прежде по масштабам обилие видео-, аудио-, и полиграфической продукции коммерческого характера. Многие образцы такой продукции зачастую затрагивает поверхностный, примитивный уровень эмоций ребенка, почти не требует от него особых усилий для восприятия, не способны вызвать полноценные художественные образы, не ориентируются на развитие эстетического сознания. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из актуальных направлений современного образования.

Объем эксперимента:
В эксперименте задействованы дети экспериментальной группы – 15 человек. Эксперимент рассчитан на 4 года. Включает 3 этапа.

Этапы эксперимента:
Первый этап организационный. На этом этапе решаются следующие задачи:
1) Формирование и развитие познавательного интереса, мотивации к проектированию ЛСМ;
2) Расширение представлений о проектировании логико-смысловых моделей и о способах формирования проективных умений.

На первом этапе формирования проективных умений педагог овладевает технологией проектирования ЛСМ, включающей в себя определение проблемы, целеполагание, конструирование необходимого количества логико-смысловых моделей для всестороннего освещения своего проекта, раскрытие их содержания, оформление полученных данных, промежуточный контроль результатов.

Второй этап теоретический. Задачами второго этапа являются:

1) Овладение педагогами определенными действиями и операциями, соответствующими этапам осуществления деятельности по проектированию логико-смысловых моделей;
2) Формирование обобщенных умений по проектированию ЛСМ (цель, содержание, разработка и реализация, оформление, качество презентации, защита проекта).

Отличительной особенностью этапа является не только воспроизведение педагогами усвоенной теоретической информации, но и творческое переосмысление материала. Именно на данном этапе в ходе проектирования происходит формирование у педагогов оформительских умений с учетом инструментальной и компьютерной грамотности.

Третий этап практический. Задачи третьего этапа:
1) С помощью специально проектируемых наглядных дидактических средств адаптировать дидактические многомерные технологии, активизировать сенсомоторику и интеллект ребенка.
2) Формировать базовые учебные умения, необходимые для успешного обучения в школе, а именно интерес и тягу к книге, распознавание, сопоставление, сравнение, разделение, заключение, систематизация.

Выводы:
Экспериментальная деятельность проведена в соответствии с поставленными задачами по каждому этапу. Плановые организационно-педагогические, организационно-методические, контрольно-аналитические и др. мероприятия были выполнены согласно установленным срокам и в полном объеме.
Результаты экспериментальной деятельности представлены на различных уровнях (внутри ДОУ, районном, городском), имеются печатные материалы по теме эксперимента « Проективные умения педагога ДОУ» , подготовлена статья для научно-практического сборника.

Литературное образование оказывает существенное нравственно-эстетическое, интеллектуальное воздействие на воспитанников: формирует у детей интерес к чтению и пониманию произведения; способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; развивает у ребенка готовность к творческой деятельности; повышает собственную самооценку, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год