Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
Учим Чтению
Автор: Полкунова Вера Михайловна   
15.09.2015 09:38

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературыРазвитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы

Цель. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова

Задачи:

  1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
  5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
  6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать);

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Актуальность в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию при соблюдении следующих условий:

  • Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.
  • Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Личностно — ориентированный подход к детям.

Своеобразие

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно — эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с творческо -эстетической направленностью. Однако момент творческо — эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.

Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. системы работы заключается в четкой реализации принципа личностно-ориентированного подхода, т. к. она воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный не насильственный характер. В силу этого такая деятельность доступна детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.

В основу творческой работы положены следующие принципы:

- Творчества (предоставление не иссекаемых возможностей для воспитания и развития творческих способностей детей).

  • Научности (развитие чувств и фантазии приобщение к духовному богатству, накопленному человечеством.)
  • Доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
  • Поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)
  • Динамичности (от самого простого до сложного)
  • Сравнений (разнообразие вариантов заданной темы методов и способов воспроизведения, разнообразие художественных произведений)
  • Выбора (сказки, стихи, рассказы, былины)
  • Интегративности (художественное творчество, коммуникации, чтение художественной литературы, музыка, познание (формирование целостной картины мира) социализации, здоровья)

Но как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? для этого применяются следующие методы и установки:

  • метод подбрасывание идей.

Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

  • метод личного примера
  • установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности
  • применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного
  • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой
  • установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.

Эффективными методами работы в данном направлении являются:

  • создающие непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
  • беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение.
  • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти).
  • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений.

Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год