Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
Дефектология
Автор: Коннова Н.М.   
24.04.2015 08:04

Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.

Воспитатель: 1 квалификационной категории Коннова Н.М.

МАДОУ «Ивушка г. Балашов

Почти вся патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами (причинами), которые действовали до начала развития речи. Исключения представляют афазические расстройства, которые в раннем возрасте встречаются редко. Поэтому ребенка с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает поражение центральные механизмы речи (например при алалии), или только периферические (например, при ринолалии) или то и другое сочетаются между собой, ему предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем- как средством мышления. Для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных отношениях

Коррекционная работа в группах с ФФНР построена на принципах общей и специальной педагогики, но и имеет и свои особенности.

В работе нашего педагогического коллектива логопедической группы МАДОУ «Ивушка» удачно апробирована организационно- ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход) и активизирующий.

Например, для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей, накопление активного и пассивного словаря, умение строить предложения старшими дошкольниками мы используем следующие формы занятий:

  • Формирование занятия логопеда — базовый компонент.
  • Специальные занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
  • Игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
  • Музыкальные и физкультурные занятия – закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
  • Психологические тренировки – активизирующий компонент.

Главной задачей специального обучения дошкольников, по нашему мнению, является оптимизация процесса овладения ими навыками речевой практики. Ее решение предполагает развитие у детей понимания речи окружающих, накопление речевых средств (постепенное увеличение словарного запаса, а также уточнение и развитие значений слов, грамматических форм), усвоение различных форм общения (диалогической, монологической, ситуативно – контекстной речи).

Развивая обучение на основе речи, мы решаем одновременно две задачи: развиваем у детей понимание речи и формируем у них навыки активного использования ее в коммуникативных целях. При этом развитие пассивной речи, т.е. понимание, опережает становление активной речи, «ведет за собой» ее развитие.

Для развития у ребенка понимания речи требуется:

  • Взаимодействие ребенка с объектами: другими лицами, предметами, а также с самим собой как объектами: ручками, ножками, одеждой.
  • Выполнение словесных поручений взрослого: выполняя поручение, ребенка может уделить внимание любому лицу или предмету и овладеть его назначением.
  • Понимание речи как акт общения, ее активное восприятие и ответ.

Инициатива такого общения всегда исходит от взрослого. Однако не следует считать, что ребенок в процессе общения пассивен – наоборот, восприятие речи является активным процессом. У детей с недоразвитием речи знания об окружающем мире и предметах оказываются обедненными, поверхностными, а часто и вовсе отсутствуют, поскольку они плохо понимают речь окружающих. Поэтому развитию понимания речи придается особое значение на протяжении всего обучения.

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Развитие лексики проводим в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы.

Развитие речи ведем по определенным направлениям.

  • Уточнение и расширение словаря по теме.
  • Работа над грамматическими категориями:

А) работа над формой существительного единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах;

Б)упражнения в практическом употреблении уменьшительно- ласкательных форм существительных, образованных от названий предметов и относительных прилагательных;

В) отработка словосочетаний; согласование прилагательных с существительными;

Г) образование относительных прилагательных в творительном падеже.

  • Работа над связанной речью:

А) придумывание загадок с использованием обогащающих речь слов и словосочетаний;

Б) составление рассказов- сравнений;

В) заучивание загадок, стихов по теме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год