Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«КОРОБКА СКАЗОК»
Детские сказки
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна   
27.01.2016 13:11

«КОРОБКА СКАЗОК»

Ребенок – это огромный мир чувств и эмоций. Радость, печаль, удивление, гнев и конечно же страх – все эти чувства может и испытывает маленький человечек каждый день.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. А любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущения или воображение, мышление или память. С эмоциями ребенка необходимо считаться, они существуют, они – неотъемлемый аспект их развития.

 

Опыт работы с детьми, постоянные наблюдения за ними, позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает с кем, и чем играть, или не играть.

Психолог в детском саду – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка. И когда ко мне приводят детей для избавления от страхов, тиков, замкнутости, «заторможенности», я отлично знаю, что это лишь симптомы. Взрослым порой сложно разобраться в своих чувствах, а что же делать маленьким детям? Проявляя тревогу, агрессивность, чувствуя страх, подавленность, показывая обидчивость мои воспитанники говорят мне: «Мы не понимаем, что с нами происходит… Помогите нам!!!».

И мне на помощь приходит игра или сказка. Игра, хорошо продуманная, захватывает ребенка целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Игра – это фантастическое пространство, где можно творить себя, свои отношения с другими в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. А «проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состояниям.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины — дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Опираясь на концепцию транзактного анализа (ТА), что переживая эмоциональные затруднения, люди остаются разумными, и используя теорию игр и сказок, я в своей работе с детьми (да и с взрослыми) стала применять метод «Волшебной коробки».

«ВОЛШЕБНАЯ КОРОБКА ИЛИ КОРОБКА СКАЗОК»

Цель: Создание условий для проживания чувств, для осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

Необходимые приспособления: коробка, наполненная «косынками» (8*8*12) разного цвета (по Люшеру), резиночки (для крепления косынок на пальце ребенка).

Инструкция:

  1. Предлагаю ребенку выбрать себе «косыночку» (выбор цвета косынки может быть диагностичен). Если занятие совместное с родителями, то они тоже выбирают себе «косыночку» и участвуют в процессе.
  2. Одень ее себе на пальчик и закрепи резинкой.
  3. Если необходимо – нарисуй глазки, ротик.
  4. Дай имя своей куколке. (Диагностический момент – куклу зовут так же, как ребенка или нет).
  5. Сколько ей лет. (Диагностический момент).
  6. Где, с кем живет.

Далее формируются вопросы в зависимости от ситуации, в которой находится ребенок. Если ситуация затрагивает несколько детей можно предложить разыграть сказку или элемент сказки на волнующую тему. Адаптационный период детей в детском саду, страхи, агрессия, жадность, просто плохое настроение – области применения методики. С помощью косыночки, дети перевоплощаются в сказочных героев или принцев, принцесс, в колдунов, фей и с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задании и рассказывают о том, что с ними произошло, чем будучи просто Петей, Мишей, Катей…

Дети очень любят сказки, потому что — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти) Играя, ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности – рисунка, сказки, игрушки. Он постоянно изобретает, фантазирует. Поэтому проведение «сказочных занятий» и применение «коробки сказок» — это создание условий для гармоничного функционирования человеческого организма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год