Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Занятия по Экологии
Автор: Мезенцева Любовь   
23.11.2014 00:12

Игра экологияИгра – это   способ осмысления  окружающего мира и своего места  в  нём, освоения, соответствующих  различным ситуациям,  моделей  поведения. С. Н. Николаева

1.Введение

1.1.Экологическая обстановка  планеты

      В современном  мире  проблемы  экологической  среды приобрели первостепенное  значение, поэтому  особо  остро  встала  задача  более  широкого  экологического  воспитания  и  образования  всего  населения  планеты  Земля. Основное  значение  при  этом  должно  придаваться  экологическому воспитанию и образованию  детей  дошкольного  возраста.

    Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое в образовании - экологическое:  всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности, и почему человек не имеет права их игнорировать. Экологическое воспитание неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине - основа воспитания любви к Отечеству. Поэтому важно с раннего детства научить ребёнка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.

                                                       2.Основная часть

    Ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук С.Н.Николаева считает, что экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Ребёнок познаёт окружающий мир более активно, стремясь увидеть и услышать и претворить в жизнь. В дошкольном возрасте игра  является ведущим видом деятельности, поэтому ребёнок познаёт окружающий мир через игру. С.Н. Николаева даёт следующее определение: «Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен».

 

2.1. Использование игры в экологическом воспитании.

     Решая программные задачи по экологическому воспитанию, на занятии с детьми недостаточно времени отводится игре. Я заметила, что дети хотят продолжения занятий, и для усвоения знаний закрепляю их в процессе игровой деятельности. Самостоятельные игры - любимый вид деятельности дошкольников, именно в них максимально разворачиваются их способности.

   Однако в последних исследованиях (Н.А.Короткова, Е.Е.Кравцова…) с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остаётся. Преимущества игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они  создают благоприятный эмоциональный фон.

    Трудно  переоценить  вклад  игры в  развитие  ребёнка, в  том  числе и в  формирование  его  экологического  сознания и экологической  культуры. Играя, малыш познаёт  многоликий  мир  природы, учится общаться   с  животными  и  растениями, взаимодействовать  с  предметами  неживой  природы, усваивает  сложную  систему  отношений с  окружающей  средой. В  результате  этого   совершенствуются  интеллектуальные  и волевые  навыки  ребёнка, его  нравственные  и  эстетические  чувства.

     Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре  ребёнку  предоставляется возможность  решить  множество  проблем без  утомления, перенапряжения,  эмоциональных  срывов. Всё  происходит  легко, естественно, с удовольствием, а  главное, в ситуации  повышенного  интереса  и   радостного  возбуждения.

    Достаточно  серьёзную  проблему  для  детей  дошкольного  возраста  представляет  усвоение  правил  поведения  в  природе, а  также  таких  нравственных  норм, как  ответственность, бескорыстная  помощь, сострадание, и усваиваются  эти  нормы  и  правила  лучше  всего  в  игровой  деятельности. Ребёнок  не  только  играет  сам, но  и  наблюдает  за  играми  других  детей. Так возникают  предпосылки  для  формирования  сознательного  поведения  в  природе  и  социуме, самоконтроля  за  действиями  и  поступками, то есть  происходит  практическое  освоение  нравственных  норм  и  правил  поведения.

    Важную  роль  играет  совместная  с  другими  детьми, коллективная  игра. В  таких  играх  дети  ярко  проявляют  себя  как с  хороших, так  и с  плохих  сторон, что  даёт  нам  воспитателям  возможность  использовать  совместные  игры  для  диагностики  отношений  детей  в  природе, к  другим  детям, к  взрослым. Примеряя    в  игре  на себя  роли  животных  и  растений, воссоздавая их  действия  и  состояния, ребёнок  проникает  к  ним  чувствами, сопереживает  им, что  способствует  развитию  у  ребёнка  экологической  этики. Однако  надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической  по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры  задачи экологического  образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. Педагогами ДОУ были  сформулированы следующие  требования, в соответствии с которыми осуществляется отбор игр для экологического образования дошкольников.

  • Игру необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

 

 

  • Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

 

 

  • Содержание игры не должны противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
  • Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами нормами поведения в природе.

 

 

Правила поведения в природе, созданные в конкурсе плакатов среди детей и их родителей

  • Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка. Все конкретные знания дети закрепляют, через экологические игры: «В гости в лес», «С кем дружит Ель?», «Правила поведения в лесу», «Съедобные и несъедобные»,  «Вершки, корешки», «Назови домик животного», «Огород и сад», «Куда пойдешь, что найдешь», «Живая и неживая природа», лото «Кто, где живет?» и др.
  • Для того чтобы  игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры  с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать: на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

      Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт.

      Какие же условия необходимы для того, чтобы дети имели возможность проявить творчество в экологических играх, чтобы эти игры были привлекательны? Во-первых, необходимо, чтобы содержание игры соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.

Во-вторых, педагогическое сопровождение игр должно строиться с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка.

В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в её создании должны принимать участие  дети. Выполнить эти условия позволит игровая деятельность.

               2.2.Виды игр для реализации задач экологического воспитания.

     В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Можно выделить несколько видов игр, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическим воспитанием:

-сюжетно-подвижные игры;

-дидактические игры;

-словесно-дидактические игры,

-загадки-описания;

-игрушки-аналоги;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры - драматизации.

     Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они имеют сюжет, а также роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия  в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.

     Сюжетные подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы. Для  младшей группы я провожу следующие игры: «Курочка с цыплятами», « Воробей и комары». Затем игры усложняются с учётом возрастных особенностей детей. Для средней группы использую: «У медведя во бору», «Цапля и лягушки», «Тень-тень» (смотри приложение1), «Птички», «Птицы и автомобиль». Для  старшей группы провожу следующие игры: «Изобрази животное», «Пингвины на льдине», «Раз, два, три к дереву беги!».

     Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Узнай на ощупь» способствуют закреплению знаний и расширению представлений детей о характерных признаках овощей и фруктов, о зимующих птицах «Птички на кормушках», «Угадай правило», «Целый год» (смотри приложение 2), об окружающей действительности: «Съедобное - несъедобное», «Вершки и корешки», «Осенние листочки», «Логическое домино», «Мир животных». Играя с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки), я использую такие дидактические игры, как «С какого дерева упал лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?», «Выложи узор из камушков». Все эти игры я организовываю во время прогулки: дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь  к природе и бережное к ней отношение, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

      Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они помогают скрасить досуг, не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры я провожу со старшими ребятами, которые уже имеют достаточно широкий круг  представлений о природе. Эти игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам. Например, игры «Куда пойдёшь, чего найдёшь?», «Без чего не может быть?» («Дошкольное воспитание»№8, №12 2005 «Развиваем логическое мышление»).

     Интересными являются игры в загадки-описания, они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

    Для проведения игровых обучающих ситуаций используют игрушки-аналоги. Игрушки - аналоги замечательны тем, что с их помощью можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов.

    Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчётливых реалистических представлений о природе. Игрушки-аналоги я использую во всех возрастных группах. У нас имеется коллекция игрушек от «киндер-сюрприза», где есть собачки, рыбки, лев, жираф, ящерицы…

     Игра помогает создавать благоприятный  эмоциональный  фон для восприятия «природного содержания». Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей 4-5лет. У них появляется стремление не просто играть, а использовать ту или иную роль. Ребята используют роль старательно, если для игры они сами  сделали какие-нибудь маски, поделки. Закреплению знаний о диких животных способствуют различные сюжетно-ролевые игры.

Например, «В мире животных», «Зоопарк». Через игру я закрепляю знания детей об овощах, растущих в нашей местности, например «Овощной базар».

     В процессе чтения и рассказывания сказок провожу с детьми игры-драматизации. По сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» закрепляю знания о диких животных, живущих в нашем крае.                

     Вот такие виды игр я использовала в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, достигла. Условия для игр мы создали в экологической комнате. Я убеждена в том, какую бы мы игру не взяли, дети получают от неё знания, удовольствие, хотят играть больше.

3.Развивающая  среда.

      Одним из  важнейших условий  решения  задач   экологического  образования  является  организация  развивающей  предметной  среды. Важно, чтобы она  стала  развивающей, то  есть  обеспечивала  развитие  активной  самостоятельной  детской  деятельности. Однако, чтобы  предметный  материал, который  даётся  детям  в  свободное  пользование стал  стимулятором, источником  исследовательской, поисковой  деятельности  дошкольников, у  них  должен  быть  сформирован  минимум  знаний  и  способов  действий, на  которые  можно  опереться. Наши  педагоги единодушны в своем мнении и  уже  создали  такой  элемент  среды – это Экологическая комната, которая  создаёт  особую,  неповторимую  обстановку, вызывает  положительные  эмоции,  помогает  расслабиться, отдохнуть   и в то же время делает  очень  привлекательной  для  ребят  любую  деятельность  в  помещении. Задачи экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста  мы  решаем в  играх,  в  Экологической  комнате: через эксперименты, различные опыты, ухода за цветами и животными, чтение и рассматривание художественной литературы, прослушивание аудиозаписей со звуками живой природы, экологические  занятия, самостоятельные  наблюдения, знакомства с коллекциями природного  материала и др.

     Ведь  уже  тот  факт, что в  Экологическую  комнату  нужно  идти, выходя за  пределы  своей  группы, ребенок  настраивается  на  восприятие  чего-то  необычного.   Даже  внешний  вид Экологической комнаты резко  отличается  от  всего  того, что  видит  ребёнок  каждый  день. Комната  подразделена  на пять функциональных  зон.

3.1.Зоны  экологической  комнаты.

     1.В  зоне  обучения размещены  стол  и  стулья  для  проведения  занятий для  работы  с  экологическим  дидактическим материалом и  пособиями. В этой  зоне висит карта мира, на которой можно сгруппировать  растения и животных по климатическим зонам, имеются мини-макеты («Скотный двор», «Животные Севера», «Животные южных стран», «Эпоха  динозавров» и др.) Растения одной климатической зоны обладают сходными приспособлениями к условиям среды. Так, например, у растений пустыни видоизмененные листья  с прорезями и отверстиями. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними, устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. Так детей подводят к пониманию: человек-часть природы.

   2.В  зоне  коллекций дети  знакомятся с различными  природными  объектами. При ознакомлении дошкольники  классифицируют объекты по  различным признакам. Коллекционный  материал  служит  в  качестве доступного наглядного  материала. При  сборе  образцов коллекции учитываем  следующие  аспекты:

Аспекты коллекционного материала

Название аспекта

Признаки объекта

Доступность  объектов  сбора

камни, семена растений, сухие  листья, ветви, образцы  песка  и  глины, различных  почв, речные и морские раковины  и т. д.

Краеведческий  аспект

местный  материал  должен  составлять  основу, базовое  ядро коллекций

Страноведческий  аспект

любой привезённый  объект  может  послужить  прекрасным  поводом  для  разговора  о  странах, обычаях, природе, народах  земли и т. д.

Природоохранный  аспект

плоские, потерявшие  свой  цвет, запах, а  зачастую и форму, вырванные из  природного  окружения  растения или наколотые  на  булавки  неподвижные  пчёлы, бабочки    с  поникшими  крыльями  не  способны  вызвать у  ребёнка  положительные  эмоции  и  желание  беречь  объекты  природы; не рекомендуется  покупать  готовые  коллекции  насекомых, чучела животных.

    3.Зона релаксации - это  уголок  с  разнообразными  комнатными  растениями, аквариумом, фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей с прослушиванием чудесных звуков и классической музыки живой природы, спокойных  игр по экологии.

    4.Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания, наглядно-демонстрационный материал, куклы – сказочные персонажи для самостоятельных экологических игр. Всё это способствует формированию знаний о природе, развитию познавательного интереса.

   5.Зона живого уголка - это место в Экологической комнате, где дети имеют возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных ( водные и сухопутные черепахи, аквариумные рыбки), знакомятся с условиями их существования  в естественной среде. Организуя деятельность  по уходу за растениями и животными, педагоги делают акцент на необходимость заботы  о них, помощи им. Ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

     Игры по экологическому воспитанию в Экологической комнате - это только часть нашей работы по экологии с дошкольниками. Наш детский сад находится в красивом селе, что создаёт благоприятные условия для организации экологического воспитания детей. Уникальна и щедра природа нашего села. Это и таёжные леса, прозрачные реки, бескрайние поля и луга, чистый воздух, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения детей к природной среде. В любое время года мы с детьми совершаем экскурсии, прогулки в лес, на реку, на озеро, где ребята знакомятся с растениями леса, полей и лугов, с обитателями рек и прудов, учатся наблюдать, постигать тайны, у ребят появляется желание беречь и охранять природу. Кроме этого, на всей территории ДОУ посажены различные кустарники, деревья, цветы, разбиты клумбы, имеется огород, на котором дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

4.Наше экологическое сотрудничество с социумом:

  • Ø Посещение детьми краеведческого музея имени А.С. Пушкина в городе  Чердынь.
  • Ø Работа с библиотекой (викторины, участие в акциях «Родному селу - чистоту и порядок», «День для охраны природы»). Педагоги совместно с детьми испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что они вложили частицу своего труда.
  • Ø Работа с Домом Культуры (конкурсы, просмотр экологических сказок, такие как «Экоколобок»  и « жалобная книга природы»).
  • Ø Работа со школой (акция «Посади молодое деревце»,конкурс «Чистая  улица», «Долой  пластиковых  бутылок», показ школьниками начального звена различных постановок, например экологическая сказка «День  Земли»)

5.Работа с родителями как одно из условий знакомства с дидактическим материалом.

        Многие современные дети воспитываются в среде, где крайне затруднено общение с природой. Родители часто предпочитают посвятить свой выходной семейному походу в магазины, кафе, а не в лес или в парк, хотя общение с природой - это ещё и здоровье. Работу по экологическому воспитанию с родителями мы строим через различные формы и методы: « КВН, викторины, совместные походы за пределы участка, участие в различных конкурсах и выставках, например, «Лучшая поделка из природного материала», «Цветочная композиция», «Золотая осень», «Игры, сделанные руками родителей», конкурс плакатов «Берегите природу», «Берегите воду», «День Земли», анкетирование  по экологическому воспитанию, родительские собрания «Развивающие игры по экологии своими руками», «Любовь к природе зарождается в детстве».

     Без тесного экологического  взаимодействия с социумом, совместной работы родителей и педагогов  невозможно заложить фундамент экологического воспитания наших детей.

     Привлекая детей  к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных через экологические игры, мы, взрослые, способствуем  активному развитию  у детей таких качеств, как доброта, терпение,  трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложенные  в раннем возрасте, прочно войдут в характер дошкольника, станут его основой, помогут на протяжении всей его дальнейшей жизни бережно относиться к окружающему миру. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

 

 

 

 

6.Заключительная часть.

    Я убеждена в том, что через игры необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в них для себя что-то новое, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

      Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуют активному развитию у детей таких качеств, как  доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты закладываются в раннем возрасте, они прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год