Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья "Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста".
Занятия по Экологии
Автор: Дорош Вера Сергеевна   
17.03.2015 12:08

Статья Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возрастаСтатья "Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста".

Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии.

Джанни Родари предложил анализ сказок с точки зрения различных героев (фантастический анализ), который можно применять и для целей экологического образования. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений.

Рассмотрим, например, сказку о трех поросятах. Поросята, особенно Наф-Наф, — положительные герои, сумевшие провести злого, глуповатого волка. Точка зрения поросят на события сказки совпадает с точкой зрения автора. Но можно предложить детям оценить сюжет сказки с точки зрения волка, который по- своему (особенно с экологической точки зрения) тоже может быть прав. При этом нужно помнить, что смысл сказки в том, что дружба побеждает силу и коварство и что «фантастический» анализ условен. Волк- хищник, он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естественно, что поросята пытаются противостоять этому. Однако Ниф- Ниф и Нуф- Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком, как слабые, ленивые, неспособные к самозащите. По законам природы должен выжить сильнейший и умнейший — Наф- Наф, который трудится и умеет себя защитить. Волк не смог выполнить обязанности хищника. Если в лесу кроме трех поросят есть и другие, а хищников, кроме волка, нет, может нарушиться экологическое равновесие: кабаны начнут быстро размножаться, поедая все вокруг, что создаст угрозу заболевания леса.

Так же можно использовать в работе по экологическому образованию прием «сказочных» вопросов, которые могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.

Например:

- В известной сказке Аленушка не разрешила Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной?

- Какие растения и животные могли бы жить в молочной реке с кисельными берегами? Чем бы они отличались от реальных речных жителей?

- Назовите сказки, в которых описывается:

а) уничтожение по прихоти девушки уникального растения ( «Аленький цветочек»).

б) сбор первоцветов для букета ( «Двенадцать месяцев»).

в) редкий (волшебный) вид птиц с ярким оперением ( «Конек — горбунок»).

При работе с дошкольниками хороший результат дают кукольные спектакли, особенно когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь. Так, сказки Н.А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк», «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», «Как медведь пень потерял» используются детскими садами многих регионов России для театральных постановок. Такого рода представления могут рассматриваться как форма закрепления пройденного материала. Прием называется «сказка и театр».

Также эффективно в экологическом образовании сочинение сказок.

Для того, чтобы сказки получились интересными, настоящими, следует знать некоторые принципы и приемы их создания. Ведь особенности композиции сказок, нормы поведения героев формировались на протяжении веков и отнюдь не случайны. Так, сюжет, как правило, начинается с какого- нибудь необычного события.

Можно предложить детям вспомнить одну из известных сказок и попытаться рассказать ее по- новому. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. Например, представим, что сказке о Красной Шапочке появляется представитель общества защиты сказочных животных, а Серый Волк- один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Как будут развиваться события в этом случае? Для того чтобы сочинить сказку в новом варианте. Дети должны будут активизировать свои знания о причинах исчезновения и необходимости охраны животных, о роли хищников в природе. Этот прием в сочинении сказки называется «прерывание сказки».

Смысл другого приема, который называется «салат из сказок», заключается в следующем: в новую сказку на усмотрение воспитателя вводятся герои различных произведений. Например, пусть дети представят, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу ( «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная Шапочка»). Как такое событие скажется на обстановке в лесу?

Не менее интересен прием «продолжения начатой сказки». Можно придумать начало сказки и попросить детей сочинить ее продолжение. Можно разделить детей на группы и предложить одним из них придумать счастливый, а другим печальный конец. Обсудить придуманные ребятами сказки можно и с позиций «экологического» анализа.

Прием «сказка в заданном ключе» предполагает использование сказочного сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство. Пример- «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», где главные герои перенесены в современную обстановку.

С возрастом, как было уже отмечено, дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, Джанни Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. Прием получил название «сказки «наизнанку». В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые- добрыми. Изменение характеров персонажей влечет за собой и изменение их поведения, а следовательно, и сюжета популярных сказок. Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка- злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» — тот кто ведет себя экологически неграмотно. Лес- это место обитания Волка. Естественно. Он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает его от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны. Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибегнуть к крайней мере…

Джанни Родари предлагает еще один прием под названием «герои сказок — игрушки». Любимые игрушки детей- куклы, животные- могут попадать в различные сказочные ситуации, при этом их экологически неграмотное поведение может привести к печальным последствиям. Эти последствия они преодолеют только в том случае, если изменят свое отношение к природе.

Используя прием «герои сказки — реальные объекты», воспитатель может использовать любые окружающие ребенка объекты. Нужно лишь помочь ребенку взглянуть на них по- новому. В тридесятое сказочное государство может превратиться обыкновенная лужа, в которой есть свои обитатели. Если проводить с детьми наблюдения за прорастанием горошины, она может стать героиней сказки.

Маленькие дети очень эмоционально воспринимают все, что происходит в сказках, особенно если в них отражены события, в которых ребенок когда- то участвовал, или описываются предметы, которые ему хорошо знакомы. Интерес к сказке повышается в том случае, когда сами дети становятся их персонажами или персонаж носит такое же, как у них, имя. Такой прием называется «герой сказки — сам ребенок». Личностное отношение к происходящему, включенность в действие повышают эффективность обучения. Можно, например, «поместить» ребенка в условия, когда он должен будет верно спланировать свои действия по отношению к природе. И только приобретенные ранее знания помогут ему сделать правильный выбор. Слушая сказки о себе, ребенок может корректировать собственные действия как персонажа, подсказывая ход повествования взрослому. Истории такого типа способствуют формированию у детей умения прогнозировать свои действия, моделировать различные ситуации.

Экологическая сказка активизирует познавательную деятельность. Развивает мышление, способствует накоплению конкретных знаний об окружающем мире в доступной для детей форме, дает возможность усвоить знания о связях, о взаимосвязях в природе, о взаимосвязи человека и окружающего мира природы, о необходимости бережно относиться к окружающей среде.

Таким образом, необходимо использовать экологическую сказку в ДОУ о создать необходимые условия для ее использования в эколого – педагогической деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год