Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников.
Занятия по Экологии
Автор: Леонова Елена Александровна   
22.10.2017 16:56

Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников.Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников.

Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Современное дошкольное воспитание и образование направлено на формирование у детей основ экологической культуры и знаний. Поэтому, именно от того, насколько бережно дети уже с раннего дошкольного возраста начнут относиться к лесам, полям, воздуху, воде и животному миру, зависит наше будущее.

 

Скачать проект

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование любви к окружающей его природе, в процессе экологического просвещения дети получают базовые знаний о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Основы экологического воспитания дошкольников заключаются в познании ребенком всего живого и воспитании правильного отношения к природе, которое вырабатывается в тесном контакте с ней и предполагает различные формы взаимодействия ребенка с растениями и животными. В процессе такого познания ребенок должен узнать о том, что все живое не меньше, чем человек, имеет какие-то потребности, связанные с жизнедеятельностью, для которых необходимы определенные внешние условия — среда обитания, пригодная для того или иного организма.

Целью экологического воспитания в ДОУ конечно же является — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Формирование основ экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования происходит через ознакомление с миром природы. В процессе работы происходит формирование первичных представлений о живой и неживой природе. Мы производим закладку гуманного, бережного и заботливого отношения как к миру природы, так и к и окружающему в целом.

Именно в процессе экологического образования, у детей дошкольного возраста проявляется познавательный интерес. Мы можем наблюдать как у дошкольников начинает проявляться любознательность, развивается творческая активность. Таким образом, достигаются поставленные целевые ориентиры, которые представлены в ФГОС ДОО.

Сегодня вопросы экологического образования напрямую связываются с проблемой обеспечения личностного развития. В качестве системообразующего компонента экологичной личности многие ученые, педагоги, рассматривает экологическую культуру, в состав которой входят:

  • культура познавательной деятельности
  • культура труда, формирующаяся в процессе трудовой деятельности
  • культура духовного общения с природой.

Цель формирования основ экологической культуры у детей -воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:

  1. Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.
  2. Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
  3. Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:

  1. Игровая — вовлечение ребёнка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.
  2. Познавательная — активное участие ребёнка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства.
  3. Трудовая — осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.
  4. Художественно-эстетическая — гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

Экологические проекты познавательно-экспериментальной направленности помогут педагогу выстроить эффективную работу по части экологического воспитания дошкольников

В своей работе в ДОУ, совместно с родителями мы реализовали следующие проекты, направленные на экологическое воспитание и просвещение дошкольников различных возрастных групп:

«Наш чудесный огород».

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: младший дошкольный возраст, родители.

Цель — в процессе ухода и наблюдения за растениями пробудить любопытство детей, интерес и любовь к труду. У детей дошкольного возраста ограниченные представления о том, где и в каких условиях растут растения. Для успешной практической реализации проекта полезно привлечь родителей к организации необходимых условий.

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о том, что растения живые и требуют ухода, их выращивают из семян, поливают, удобряют почву и т. д.
  2. Ознакомить с названиями и предназначением трудового инвентаря.
  3. Воспитать осознанное бережное обращение с живыми организмами, прививать навыки трудолюбия, нацеливать на получение положительных эмоций от процесса общения с растениями.

Ожидаемый результат: Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется растение. Выставка детских рисунков «От семени к ростку».

Описание проекта: В ходе реализации проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляется уход за растениями, какие витамины в них содержаться и как они влияют на здоровье человека.

Активное участие детей, организация выставок, создание альбома позволило детям узнать много загадок, поговорок об овощах.

«Вода-это жизнь»

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели старшей группы

Цель проекта: Проведение музыкального экологического мероприятия, посвященного «Дню воды», в рамках работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту «Мусор»

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с проблемой «Мусор — загрязнение водоемов»
  2. Научить детей понимать значимость воды в жизни человека, и всего окружающего нас мира природы
  3. Расширять знания детей о видах бытовых отходов – химические, технические (батарейки, компьютерные диски), развивать навыки участия в познавательной деятельности — исследовании, экспериментировании, умение самостоятельно делать выводы
  4. Обогащать представления о художественных образах, отражающих мир природы в искусстве, формировать у детей восприятие природы, как объекта эстетического
  5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношения к воде и окружающему.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают о существовании проблемы «Мусор – загрязнение водоемов», расширят знания о видах бытовых отходов и способах их утилизации и переработки, научатся понимать, насколько вода значима для жизни человека и окружающей нас природы.

Ребята познакомятся с произведениями живописи и музыки, воспевающими красоту природы, рассказывающими о ее неповторимости, и жизни людей среди природы, научатся понимать и любить природу.

Описание проекта: так как в феврале и марте месяце очень много различных мероприятий, праздников, где дети будут принимать участие, подготовка к экологическому мероприятию, в основном, будет проводиться во время досугов, или во время работы с детьми по подгруппам в утренние часы. Последовательность и время проведения определены планом проведения мероприятий по подготовке музыкального развлечения «Вода – это жизнь». Наглядный, литературный, музыкальный, художественный, материал подобран в соответствии с ознакомлением с темой. Дополнительный материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, его использование позволит расширить знания детей по проблеме «Мусор».

«Путешествие Фасолинки.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Цель: развитие интереса к исследовательско – творческой деятельности у детей в процессе выращивания фасоли. Анализировать, как свет различного происхождения влияет на рост растений и что произойдет с растением без влияния на него света. Раскрыть взаимосвязь растительности со светом и без света. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, родителями.

Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания о бобовых растениях.
  2. Научить проращивать семена и сажать их в землю.
  3. Вырабатывать умения наблюдать за ростом растений.
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.
  2. Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
  3. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях.

Описание проекта:

Рассматривание лука и семян овса, фасоли.

Опытно — экспериментальная деятельность: посадка фасоли, в стаканчик с водой для проращивания.

Посадка семян овса, фасоли в землю.

Цикл наблюдения за посадками (сравнение, анализ).

Ведение журнала наблюдений за ростом посадок.

Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).

«Аптека с грядки»

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Вид проекта: краткосрочный.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

  1. Ознакомление и расширение знания детей о лекарственных растениях.
  2. Показать ценность растений для здоровья человека.
  3. Научиться выращивать и собирать растения.
  4. Научить правильно пользоваться целебными растениями.

Ожидаемые результаты:

Расширение представления детей о лекарственных растениях, развитие умения различать и называть их;

Умение выполнять поручения по уходу за растениями, помогать при их посадке и выращивании;

Чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

Экологически грамотное поведение в природе;

Проявление навыков элементарной исследовательской деятельности.

Комплексно-тематическое планирование.

Описание проекта: Рассказ беседа о целебных свойствах растений. Сбор информации о различных видах мяты (обобщение полученных данных совместно с родителями). Высадка мяты на грядке. Познакомить детей с лекарственным растением — подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку. Сбор листьев подорожника и засушка их для гербария. Рассказать о лекарственных свойствах крапивы. Вызвать желание детей узнать из различных источников информацию о его использовании. Сбор крапивы и ее засушка ее для гербария. Продолжать сбор информации о лекарственных растениях (картинки, рисунки, стихи, загадки, рецепты) анализ и систематизация ее. Рассказ о целебных свойствах ромашки, показать способ выращивания ее на участке, ухода за ней. Полоскание горла отваром, рассматривание ромашки и ее семян. Познакомить детей с практическими навыками посева и выращивания лекарственных растений, Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас на улице. Мы вырастили лекарственные растения на участке, обеспечили уход за ними в летний период, а также провели ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений.

Я и мои коллеги считаем, что проектная деятельность-это действительно продуктивная деятельность, которая приносит нам важные положительные плоды совместной деятельности. Она может стать полноценным средством экологического просвещения дошкольников, в процессе которой у ребенка происходит формирование умения безопасно жить в мире людей, природы, вещей; развивается способность общения с природными объектами; развивается эмпатия (способности сопереживать, сочувствовать и содействовать другому); воспитываются чувства родства со всем живым; происходит принятие ребёнком нравственных норм и правил, ребенок начинает осознавать всю красоту и доброту окружающего мира, доброту людей по отношению к природе. Восприятия всего нового позволяет нам расположить ребенка к миру прекрасного, сделать его частью этого огромного мира. А мы, взрослые, должны повести детей по волшебной тропинке в удивительный и увлекательный мир экологии.

Список литературы.

  1. Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2015. — 128с.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 336с.
  4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2012. — 286с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год