Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»
Занятия по Экологии
Автор: Гулевская Ольга Сергеевна   
27.08.2018 22:34

Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»

Автор:

Гулевская Ольга Сергеевна Воспитатель разновозрастной группы «Росинка», первая квалификационная категория 2016г Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» 652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт. Яя, ул. Пионерская, 5

Пояснительная записка

В современных условиях экологическое воспитание дошкольников приобретает особую актуальность и остроту. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 

Скачать конспект

Птицы – самые замечательные проявления жизни на нашей планете. На Земле нет такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов.

Птицы завораживают людей и служат источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение, ведь именно птицы окружают нас круглый год. Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время?

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители поселка – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы – развешивание кормушек и подкормка птиц.

Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема является актуальной сегодня, мы решили среди своих воспитанников провести опрос-беседу. Предложив детям, демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, дятел, голубь и сорока) выяснила, что не все ребята имеют полное представление о среде обитания птиц, условия их жизни и особенности существования, у большинства детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из полученных результатов мы сделали вывод, что проблема по охране птиц очень актуальна и важна для нас.

Поэтому мы решили реализовать экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!» с целью расширить знания детей о зимующих птицах нашего края. В совместной работе с родителями, повысить экологическое сознание детей, стимулировать желание помогать птицам и помочь детям оценить поведение человека в природе.

Мы считаем, что включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к природе родного края.

Цель проекта: привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой. Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Привлечение детей и их родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой»

Задачи проекта:

Образовательные: формировать у детей экологические представления о природе и её защите, правилах поведения в природе, о зимующих птицах, расширить кругозор детей и словарный запас. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями образа жизни птиц, показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.

Развивающие: развивать интерес к зимующим птицам, познавательную активность, творческие способности, навыки исследовательского поведения.

Воспитательные: привлечь внимание детей к проблеме зимующих птиц, их выживанию. Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе, к птицам, потребность в заботе о зимующих птицах.

Вид: групповой.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (4 месяца).

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы «Росинка» (3-7 лет), их родители (законные представители).

Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, групповая ячейка, семья.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта (сбор информации о зимующих птицах нашего края; изучение методической литературы).

Разработка проекта.

Накопление методических материалов по теме.

II этап – основной (практический):

Содержание работы в процессе реализации основного этапа:

  1. С дошкольниками: внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах через организацию видов детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное, режимные моменты и самостоятельной деятельности.
  2. Работа с родителями (законными представителями)
  3. Работа с педагогами

III – заключительный этап:

Подведение итогов проектной деятельности, анализ достигнутых результатов;

Оформление результата проекта в виде презентации.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • расширение интереса и кругозора детей о зимующих птицах, о потребности в заботе
  • развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности, творческих способностей, навыка исследовательского поведения
  • участие в совместной деятельности (забота о птицах)
  • привитие любви и бережного отношения к родной природе, самостоятельности и трудолюбия.

Для родителей:

  • вовлечение в совместную образовательную деятельность (реализация экологического проекта)
  • повышение компетенции в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности в проектной деятельности
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию.

Продукт проектной деятельности:

рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; маски птиц, настольные и дидактические игры, тематический альбом «Зимующие птицы», картотеки наблюдений за зимующими птицами, дидактических игр и упражнений, стихов, рассказов, загадок, пословиц.

Заключение

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе, а педагог владеет определенными знаниями в области экологии.

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности, экскурсий, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач), а также самостоятельной деятельности детей.

Проект способствовал формированию элементарных экологических представлений:

  • анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе
  • называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья, сороку
  • формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе.

Данный проект будет продолжен в акции «Каждому скворцу – по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада к Международному Дню птиц – 1 апреля 2017 года).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Список литературы

  1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир: Я и мир вокруг / А. А. Вахрушев. – М.: Баласс, 2012. – 192 с.
  2. Гин, А. А. Окружающий мир / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.
  3. Горьканова, А. Н. Перелётные и зимующие птицы России / А. Н. Горьканова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 328 с.
  4. Дыбина, О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада / О.Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 102 с.
  5. Иваницкий, В.В. Я познаю мир: Птицы: Дет. энциклопедия/В. В. Иваницкий. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 399с. ил.
  6. Лаптева Г.В. Организация совместной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке / Г.В. Лаптева. – СПб.: Детство- Пресс, 2011. — 144с.
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.
  8. Лучич, М. В. Детям о природе / М. В. Лучич. − М.: Просвещение, 2009. – 243 с.
  9. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.: ил.
  10. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. — М., 2004. — 216с.
  11. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  12. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. — М.: Просвещение, 1983. – 208с.
  13. Светлова И.Е. Познаем окружающий мир/И. Е. Светлова. -М.: Эксмо, 2004. -80с.
  14. Скалон, Т.А. Экология для детей дошкольного возраста: методическое пособие/ Т.А. Скалон, Н.М. Игнатьева. — Кемерово: Изд. КРИПКиПРО, 2010. -104 с.
  15. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду/О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. -96с.
  16. Уланова, Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. /Л. А. Уланова, С.О. Иордан. – М.: Детство-Пресс, 2008. -155с.
  17. Федотова, О. Н. Давайте знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2009. – 198 с.
  18. Федотова, О. Н. Наш мир / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2008. – 230 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год