Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения
Занятия по Экологии
Автор: Щеглова Татьяна Михайловна Язикова Ирина Александровна   
30.01.2019 17:10

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окруженияЭкологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения

  • Татьяна Михайловна Щеглова, воспитатель (первая квалификационная категория),
  • Ирина Александровна Язикова, воспитатель (первая квалификационная категория).

Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, Чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, Чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В.А. Сухомлинский

2017 год в России объявлен годом экологии. В связи с этим мы уделили особое внимание этой теме в образовательной работе с детьми и их родителями.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально—ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

 

Детский сад является первым звеном системы первого непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Цель:

Ознакомление дошкольников с природой ближайшего окружения.

Приступая к работе, перед собой поставила следующие задачи:

Задачи:

  1. Приобщить к экологической культуре;
  2. Создать условия для понимания ребенком существенных связей между живыми организмами и восприятием природы целостно;
  3. Формировать гуманные отношения ко всему живому;
  4. Создать условия для усвоения ребенком правил поведения в природе.

Формы работы:

Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

  1. Познавательные занятия;
  2. Экскурсии;
  3. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, огород на окне;
  4. Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок и т.д.;
  5. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
  6. Наблюдения в природе;
  7. Экспериментирование;
  8. Театрализованная деятельность;
  9. Проектная деятельность.

Применяемые виды деятельности:

Чтение художественной литературы В. Бианки, Е. Чарушина, С. Бунтовской и других писателей, а также пословиц, отгадывание загадок.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Проводим беседы на экологические темы с помощью мультимедийного оборудования: «Правила Леса», «Кто оставил следы на снегу», «Планета Земля» и др.

В наших группах созданы картотеки растений по правильному уходу за ними.

Кроме ухода за комнатными растениями, детей очень увлекает сезонная работа в уголке природы. Это зимне-весенние посевы семян и посадка луковиц

«Огорода на окне».
Огород мы посадили
Всех во круге удивили.
Лучок, горошек и салат

Настоящий вырос клад.
Поливали и рыхлили
Эксперименты проводили.
Все пойдет к нам на обед

Приготовим винегрет

Ежегодно в группе мы вместе с детьми организуем на своих подоконниках «Огороды на окне». В летний период на групповом участке соорудили грядку и организовали посадку овощных культур.

Цель создания такого огорода — знакомство детей с посадкой и выращиванием овощных культур, повышение интереса к творческому изучению природных объектов, воспитания трудовых навыков. Получение результатов своего труда.

Труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к ней (подсыпание снега к стволам деревьев, кормление птиц, уборка территории, постройки из снега) Наблюдения за живой и неживой природой.

В течение учебного года организовываем экскурсии: в музей природы г. Иркутска, Ботанический сад, где организован «контактный зоопарк», зоогалерею, мини музей детского сада «Сибирь – мой край родной», кабинет экологии, целевые прогулки.

В рамках социального партнерства организовываем познавательные мероприятия для детей с редакцией журнала «Сибирячок», презентации новых номеров журнала, мультфильмов о животных родного края. В гости к нашим детям приходит детская писательница Софья Бунтовская (девочка Таежка). Она проводит познавательные беседы, игры.

С. Бунтовская присутствовала на показе детьми спектакля по сказке «Красный Волк и Серая Шапочка» и дала высокую оценку постановки сказки на экологическую тему.

Участвуя в театрализованных представлениях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально — игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

В группах, совместно с родителями проводим природоохранные акции «Покормите птиц зимой», сбор макулатуры, «Елочка, зеленая иголочка», развешиваем плакатов в защиту природы и т.д.

Знакомство с животным и растительным миром проходит и в игровой, изобразительной, познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности. Особое внимание уделяем чтению художественной литературы, рассматриванию различных энциклопедий о животных и растениях, знакомим детей с Красной книгой Иркутской области.

Большое внимание отводится сотрудничеству с семьей. С целью преемственности вопросов экологического воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены консультации для родителей на тему: «Умеет ли природа говорить», «Прикоснись к природе сердцем», «Правила отношения к природе начинается в семье», «Животные Байкала», «Не быть равнодушным», «Нерпа – чудо Байкала», «Экологическое воспитание через ознакомление с животным миром» и др.

Проводятся выставки и рисунки семейных экологических газет, акции «Берегите природу», «Покормите птиц зимой», экологическая викторина.

Праздник осени с участием родителей (показ спектакля детям).

Мы считаем, что работа по данной теме очень актуальна и намерены продолжать работать в данном направлении. А самое главное – мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их нам дает природа. И только тот человек живет интересно, кто узнает каждый день что-то новое, удивительное.

В результате усилий всех участников образовательного процесса дети получили (получают) возможность постигать мир природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается; интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснениям явления природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать.

Работая по данной теме, подвигли родителей наших детей на поэтическое творчество:

Моя мама – байкальская нерпа
Я ребенок нерпячий, белек.
Я послушный и даже примерный
Мой любимый десерт – омулёк.

Дом родной – снежный берег Байкала,
Ледяная прозрачная гладь.
«Скоро вырастешь, мама сказала,
Будем вместе за рыбкой нырять»

И я вырос из снежных пеленок
Я пополз по хрустальному льду
Я не просто малыш, я нерпёнок!
Обязательно в воду пойду!

Я ползу, и мне хватит силенок
Пусть запомнит на долго Байкал,
Как малыш – несмышленый нерпёнок
Свою первую рыбку поймал!

Хочется закончить словами: «Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год