Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект: «Природа в детских сердцах»
Занятия по Экологии
Автор: Нина Смородкина   
15.07.2014 08:02

Проект: «Природа в детских сердцах» Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района
Воспитатель: Смородкина. Н.Е. МДОУ п.Победа (старшая группа )
Данная тема является актуальной потому что Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.  Большинство современных  детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.    Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Скачать конспект

Основная цель проекта: Создать  условия  для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. 
-Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
-Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
-Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
-Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

 

Этапы проекта:
Проект  включает три основных этапа:
1-й — подготовительный:  постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций
Руководитель проекта :
воспитатель Смородкина Нина Евгеньевна
участники проекта:
Хмурчекова Оксана Викторовна ,заведующая Коломиец Татьяна Дмитриевна,  воспитатели средней группу Могильная Ирина Борисовна ,воспитатель младшей группы  Парфенова Елена Валериевна,   родители , 

Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Сроки приведения: долгосрочный 2013-2014

подготовительный этап:
1.Сбор и анализ литературы по данной теме.
2.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3.Планирование предстоящий  деятельности,  направленной на реализацию проекта.
4.Обоспечение методического материала, для  реализации проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Ресурсы обеспечения проекта:
1.    Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

2 .Экскурсии ( Парки и скверы поселка.)

4. Природное окружение  для организации экскурсий и наблюдений: поля, луг,  водоем , хоз  дворы  населения с домашними   животными и птицей. 

5. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. 
6.Мини проекты воспитателей
7.Посещения библиотеки

8. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы 
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Используемая литература:
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
4. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.
5. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.
7. Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).
8. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.
9. Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
10. Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.

Методическое обеспечение проекта

Конспект экологического занятия в старшей группе
Тема: « Земля - наш общий дом»
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета
Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой –
океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где
живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много
живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля;
формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности;
воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Материал: глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных
карандашей.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, карты.
Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»).
Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.
Ход занятия:
1. Работа с глобусом.
В группу вносится глобус.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.
Воспитатель. Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности
плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины,
шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар.
Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой
близкой к нам звезды.
Рассматривание глобуса, ответы на вопросы:
– Какую форму имеет Земля?
– Какие живые существа населяют Землю?
– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца,
воздух и вода.)
– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода,
плодородная почва, растения и животные.)
– Почему Землю называют общим домом?
– Кто и как загрязняет нашу планету? (На нашей планете очень много больных
мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик,
электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его
загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы
заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных,
болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи).
– Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы
помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться
понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим
занимаются люди, которые называются экологами.)
2. Физминутка.
Игра «Мяч лови – слово назови».
Дети становятся в круг. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен назвать одно
из богатств Земли.
3. Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?».
Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их.
Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.

Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Чистый и загрязненный воздух»
Цель: Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни,
как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека.
Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
Материал: Две картины (на одной изображен город, дымят фабрики, ездят
автомобили, на другой - красивая природа, лес, луг, летают бабочки, на ветках
деревьев поют птицы).
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Нам пришла посылка от художника. Посмотрим, что в ней
(достает две картины и располагает их так, чтобы было видно всем детям).
Летом художник путешествовал. Он побывал в городе и в лесу. То, что
художник увидел, он отразил в своих картинах. Ребята, как вы думаете, можно
ли по картинам догадаться, где художнику лучше отдыхалось?
Ответы детей: В лесу было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже - там
шумно, много машин.
Воспитатель: А где воздух чище и легче дышится? (В лесу.) Почему в городе
воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в
городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики,
автомобили. Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? Можно закрыть
заводы, и тогда воздух станет чище, но заводы закрывать нельзя - на них
делают то, что необходимо людям: мебель, игрушки и т. д. На фабриках,
заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие
вещества. Почему на природе - в лесу, на лугу - дышится легко? (Там чистый
воздух.) Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много
кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это
заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений -
больше кислорода. Как же можно назвать растения? (Наши помощники,
спасители.) Догадайтесь, что можно сделать, чтобы помочь городу очистить
воздух? (Посадить деревья, кустарники.) А еще? (Не ломать, не губить
деревья и кусты.) Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним
происходит? (Он плохо себя чувствует, болит голова.) Правильно. Прогулки на
свежем воздухе укрепляют здоровье человека и улучшают его настроение.
Правда, воздух на улице не везде одинаково чистый. Лучше гулять в лесу, в
парке, подальше от автомобильных дорог, гаражей и заводов.
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Экологическая лестница»
Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением
температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические
знания.
Ход занятия:
Воспитатель:
« Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала».
О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея
Николаевича Плещеева?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас
весна дошла? Какой сейчас идет месяц?
Дети: Дошла. Апрель.
Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, аночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака.
На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.
Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?
Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада,
попугаи стали больше и энергичнее щебетать.
Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых
ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?
Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.
Воспитатель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы
ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?
Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.
Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
Дети: Все завянет и погибнет.
Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не
может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и
обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе
дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа
ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет,
тепло, воду.
Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих
жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев.
Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет.
И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.
(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)
Воспитатель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев.
Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с
вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он
кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько
присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом,
заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат,
рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас
представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы
думаете, без чего не может существовать все живое?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание
пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда
растут трава, деревья? – из земли.)
Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И
тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно
размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром
растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел,
защелкал, зачирикал. Кто же это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы исоставили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором всеэтажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду.
Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого
жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы
подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Воспитатель: А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
Воспитатель: А если убрать растения?
Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
Воспитатель: Хотим мы этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем
разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И
постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою
планету»:
« Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год