Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Родительская конференция на тему: «Экологическое воспитание в ДОУ»
Занятия по Экологии
Автор: Никифорова Ольга Алексеевна   
06.12.2013 23:36

Составила: Никифорова Ольга Алексеевна,
старший воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ №11г. Салавата.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Выступление старшего воспитателя:
Мир, окружающий ребенка,
-  это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь,  в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский

 

Скачать конспект

С момента рождения,  ребенка окружает мир природы, и первые его ощущения связаны именно с компонентами природы: светом и темнотой, Солнцем и Луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды - ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, жизненными проявлениями разнообразных организмов, которые ежеминутно вторгаются в мир ребенка. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.
Как вы понимаете термин «эколо¬гия»? Каково значение этого слова?
Само слово «экология» образовано от греческого «экос — дом, «логос» — наука, т. е. экология в широком смысле этого слова — наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой».
слайд 2
Целью экологического воспитания является обеспечение условий  для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:
    Формировать элементарные экологические знания и представления;
    Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;
    Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;
    Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.
слайд 3
Экологическое воспитание в  ДОУ осуществляется в форме проведения   занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение  художественных  произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.
Для успешного усвоения материала  в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

слайд 4
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях   местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Слайд 5
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Цель экспериментальной деятельности: углубление представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
В  группах имеется  уголок познавательно - исследо¬вательской деятельности, где весь материал разбит по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бума¬га», «Свет», «Резина». В доступном для свободного экспериментирования месте в достаточном количестве расположены приборы-помощники: уве¬личительные стёкла, магниты, компас, песочные часы; природный матери¬ал; камешки, глина, песок и т.п.; утилизированный и технический материа¬лы: проволока, кусочки кожи, пластмасса и т.д.. Воспитателями проведены занятия по темам: «Воздух невидимка», «Этот удивительный песок», «Лес, точно терем расписной», «Перелетные птицы». Проведены опыты: «Сухой, мокрый песок», «Есть ли воздух в стакане», «Свойства осеннего листа», «Легкое перышко».
Слайд 6
Для обогащения знаний  и представлений экологической направленности у детей,  мы используем  экологические игры «Чудесный мешочек», «С какого дерева лист», «Назови детенышей», картинки с изображением фруктов и овощей, домашних животных и их детёнышей.
Слайд 7
В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой:  уголки природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник.

слайд 8
В уголке природы групп  имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.
слайд 9
Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.
слайд 10

В  ДОУ организуются и проводятся экологические праздники на различные темы:
Всемирный день воды;
Международный день птиц;
День земли;
Всемирный день охраны окружающей среды.
слайд 11
В работе по ознакомлению окружающим миром мы используем региональный компонент:   детей знакомим с природой родного края, традициями и обычаями народов Башкортостана, организуем посещение Краеведческого музея.
слайд 12

Особое значение мы уделяем совместной  работе родителей и детей, часто организуем    совместные выставки .
В октябре прошла очередная  выставка на тему: «Осенние фантазии», в которой приняли участие родители всех групп.


Сегодня мы Вас познакомим с работой,  которую  мы проводим    с детьми в условия детского  сада. Покажем методы и приемы воспитания у детей любви к природе и бережного к ней отношения.
И так,  я приглашаю Вас  в научную  лабораторию, где мы с вами проведем опыты.
Вход  воспитателя: Семёновой Т.М.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. В своей работе я уделяю все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной.  Итак первый опыт опыты: «Лимон надувает воздушный  шар».
Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1.    Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2.    В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3.    Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Следующий опыт  с яйцом и водой.
Материалы:
Две одинаковые банки с водой.
Два яйца.
Поваренная соль, ложка.

Работа с материалом.
Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.
В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.
Опустить второе яйцо. Оно будет плавать.
Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо.
Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.
У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами.  На столах подносы с камешками.   «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Следующий опыт « Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Спасибо за внимание!


Музыкальный руководитель: Мы приглашаем Вас приять участие в хороводной игре: «А я по лугу» ( русская народная песня),родители и дети встают в хоровод и   выполняют движения согласно тексту песни.

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала, с комариком плясала.
Мне комар ножку, мне комар ножку,
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики раздробил, суставчики раздробил.
А я матери, а я матери,
Я матери кричала, я матери кричала:
Ты подай, матерь, ты подай, матерь,
Подай, матерь, косаря, подай, матерь, косаря.
Я рубить буду, я рубить буду,
Рубить буду комара, рубить буду комара.
Покатилася, покатилася,
Покатилась голова, покатилась голова.
Вдоль широкого, вдоль широкого,
Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.
Что за новые, что за новые,
За новые ворота, за новые ворота.

Исполнение песни «  Осень наступила»
Слова: Л. Некрасова,
Музыка: З. Левина
девочки группы №2,
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Песня «Песенка про ежика» группа №4.
автор: Маслекнников

Маленький ежик, четверо ножек
на спине листок несет, песенку поет

фуфты-фуфты-фуфты-фу
на спине лифток нефу
самый фильный я в лефу
и боюсь одну лифу

маленький ежик, четверо ножек
на спине грибок несет, песенку поет

фуфты-фуфты-фуфты-фу
на спине грибок нефу
самый фильный я в лефу
и боюсь одну лифу

маленький ежик, четверо ножек
на спине лису несет, песенку поет

фуфты-фуфты-фуфты-фу
на спине лифу несу
самый фильный я в лефу
победил саму лифу.

Молодцы детки!

Ведущий: Отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен
И елочек. Я (Осень) .

Входит Осень (воспитатель Гаффанова Г.М.): Здравствуйте, вы правильно отгадали загадку, это загадка про меня.  А сейчас я хочу попросить Вас сказать как называется осень в сентябре, октябре, ноябре.

Ответы: сентябрь - ранняя осень,
октябрь - золота осень,
ноябрь - поздняя осень.

Осень: правильно назвали, а следующее мое задание вспомнить пословицы и поговорки об осени. Я начну, а вы продолжите, посмотрю, как вы знаете пословицы об осени.
Пословицы и поговорки
1.    Коли ясно, то и осень прекрасна.
2.    Осень идет, и дождь за собой ведет.
3.    Красна весна цветами, а осень пирогами.
4.    От осени к лету, поворота нету.
5.    Лето со снопами, осень с пирогами.
6.    Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Осень: Легко справились и с этим заданием, а теперь еще загадки,   внимание на экран.
Презентация загадки осени.

Осень: А как известно осенью мы собираем урожай плодов, выходите в круг заведем хоровод «Огородная - хороводная». Музыка: Можжевелов Б., слова: Пассова А.

Есть у нас огород
И капуста там растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород
Там морковка растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)


Осень: Молодцы, какой большой  урожай собрали.  Посмотрите, что в подарок я вам принесла это чудесный мешочек я предлагаю поиграть в игру угадай на ощупь. Не доставая предмет из мешочка вы должны догадаться какой овощ или фрукт у вас в руках - игра «Чудесный мешочек» (Овощи и фрукты муляжи), на ощупь вы справились, а отгадаете фрукты , овощи на вкус, а для этого я предлагаю поиграть в игру«Угадай на вкус»
( овощи и фрукты, нарезанные ломтиками на шпажках, салатницы).

Осень: Посмотрите, сколько разны овощей у меня на подносе, а что можно из ни приготовить?
Ответы: перечисление.
Осень: Сегодня я предлагаю всем вместе приготовить винегрет.
( раздача досок, тарелок с овощами, ножей, перчатки, на общем столе подсолнечное масло, соль, влажные салфетки).  Приготовление винегрета.
Осень: Уважаемые родители, дорогие дети приглашаем вас в группу   на совместное чаепитие.

Используемая литература:
1. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.; «Просвещение, 2002»
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. doshkolniki.org
4. Николаева Н.С. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
5. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар» 1996.
6.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
7. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
8. Крулехт М.В., Самоделкино.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год