Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
Коммуникация
Автор: Смирнова Светлана Борисовна   
01.09.2015 13:48

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольниковИгровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с друг другом. У детей появляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

 

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
  • говорить самому.

Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.

Опираясь на это, я предлагаю цикл игр, который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Цикл игр состоит из следующих блоков:

1. Игры, направленные на сплочение группы

«Я дарю тебе улыбку»

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу

Дети по кругу передают друг другу свою улыбку.

«Заколдованный ребёнок»

Цель: способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом

Ребёнка «заколдовали», и он не может смеяться. Играющие пытаются развеселить ребёнка, но только не словами, а движениями.

2. Игры, направленные на умение владеть своими эмоциями

«Забавные человечки»

Цель: учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями.

Дети определяют по картинкам настроение сказочного героя и показывают его с помощью мимики, соотносят с пиктограммой.

«Зеркало»

Цель: учить договариваться, работать в парах, устанавливать психологический контакт

Дети разбиваются на пары, один придумывает движения, задача другого -в точности повторить, быть его «зеркальным отражением».

3. Игры, направленные на снижение агрессивности

«Ругаемся овощами»

Цель: учить детей управлять своими эмоциями

Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а …овощами: «Ты- редиска», «А ты-тыква» и т.д. Позвольте детям поругать и вас.

«Цветок доброты»

Цель: ослабление негативных эмоций, снятие агрессивности

Дети, передавая друг другу цветок по кругу, желают всем присутствующим всего самого доброго, хорошего.

«Дотронься»

Цель: помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера

Ведущий составляет загадки о каждом ребёнке, по описанию дети отгадывают о ком идёт речь и легко дотрагиваются до ребёнка.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию коммуникативных способностей у детей, а это помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Игры помогают формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год